Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении

30 сентября в 2012 году

 

Апостольское чтение (Послание к Галатам 2:16–20)

[Закон Моисея и вера во Христа]

[Братья,] узнав, что не делами Закона получает оправдание человек, но через веру в Иисуса Христа, – и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верой во Христа, а не делами Закона; потому что делами Закона не оправдается никакая плоть (человек).

Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, – то неужели Христос есть служитель греха? Отнюдь нет! Ибо, если я снова созидаю то, что разрушил, я самого себя выставляю преступником.

Ведь я через Закон умер для Закона, чтобы жить для Бога. Я распят вместе со Христом. И живу больше не я, но живет во мне Христос. А что я теперь живу во плоти, то живу верой в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

Евангельское чтение (Евангелие от Марка 8:34 – 9:1)

[Как стать последователем Христа?]

Сказал Господь Своим ученикам: «Кто хочет следовать за Мною, пусть отречется от себя, и возьмет на плечи крест, и так следует за Мною. Ибо кто хочет сберечь жизнь свою, тот погубит ее, а кто погубит жизнь свою ради Меня и Евангелия, тот спасет ее. Ибо что за польза человеку, если он стяжает весь мир, а жизни своей лишится? И какой выкуп даст человек за жизнь свою? Ибо кто постыдится Меня и слов Моих перед этим поколением блудным и грешным, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе Отца Своего со святыми Ангелами». И сказал им: «Истинно говорю вам, что среди стоящих здесь есть такие, которые не вкусят смерти прежде, чем увидят Царствие Божие, пришедшее в силе».

 

Епископ Сергиевский Василий (Осборн)

ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ ПОСЛЕ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНИЯ

В сегодняшнем Евангельском чтении <…> в воскресенье после Воздвиже­ния Креста Господня говорит­ся о “цене ученичества”: Кто хочет идти за Мной, – кто хочет следовать за Мной, кто хочет быть Моим учеником, –отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. В этих словах – учение Христа, выраженное предельно кратко. И всё же что это значит? Мне часто задают вопрос на исповеди: “Владыко, что такое мой крест?” Что это значит “взять свой крест”? Ясно одно: «крест», что бы он ни означал, – у каждого свой. Ни один из нас не несет и не призван нести крест другого.

Сегодня мне хочется обратиться к Евангельскому тексту для того, чтобы разъяснить значение этого слова, его духовное, внутреннее значение. Когда Иисус добровольно идет на крестную смерть, Он берет с Собой трех Своих учеников <…> в Гефсиманский сад и просит их ждать, пока Он отойдет, чтобы помолиться. Молитва Его такова: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия (Мф 26:39). Затем Он молится второй раз: Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, – да будет воля Твоя (Мф 26:42). И в третий раз молится теми же словами.

Чаша, о которой Христос говорит здесь, – Его собственные страдания и смерть, смерть на Кресте, Его Кресте, единственном Кресте, том Кресте, который только Он был призван нести. Как человек Он знает, что свободен в Своем выборе перед этой чашей – то есть перед этим крестом: Он может принять его и может отвергнуть его. Он знает волю Отца, но Его собственная человеческая воля может от неё отличаться <…>. И Он принимает волю Отца: соединяет Свою волю с Его волей и принимает Крест – Свой Крест.

Из этого мы видим, что крест, который Христос призывает нас нести, – это воля Бога о нас, это тот жизненный путь, который Бог предлагает нам избрать свободно. Мы должны соединить нашу волю с волей нашего небесного Отца и с волей Христа.

Но что есть воля Божия для нас? Как нам узнать ее? Этот вопрос по­стоянно стоит перед нами <…>. И не так просто на него ответить. Если кто-нибудь говорит вам, что узнать волю Божию легко, не верьте ему, – он заблуждается. Знать волю Бога о нас – значит иметь ум Христа, значит знать и понимать мир так, как Бог знает его во Христе. И это знание во всей полноте принадлежит не каждому, но лишь святым.

И всё же мы не совсем лишены понимания. Иногда мы чувствуем с определенной уверенностью, что в данной конкретной ситуации мы знаем или, по крайней мере, близки к знанию того, что Господь Сам желает для нас. И в таких случаях мы видим, что путь, который Господь избрал и уготовал для нас, предполагает крест – наш крест. Мы достигаем такой степени понимания, что осознаём: наша воля отличается от воли Бога, мы не желаем пить из чаши, предлагаемой нам Отцом, – но добровольно принимаем решение пить из нее, несмотря ни на что; пить сполна и всем своим существом.

На этот момент указывал Христос, говоря: Отвергнись себя. Что означает это “себя”, которое мы призваны отвергнуть? Есть ли это наша истинная личность? Ведь мы созданы по образу Божию. Мы не можем отвергнутьэту личность без отвержения нашего родства с Творцом. Нет, мы призваны отвергнуть самость – тот наш ложныйобраз, который мы создали сами или другие создали его для нас. Это и есть точто мы призваны отвергнуть, – самость, а не образ Божий, составляющий сердцевину нашего существа. Этот ложный образ (мнение о самом себе, «самомнение») – поверхностен, он не укоренен глубоко в мире, сотворенном Богом.

Отвергнуть себя и следовать за Христом – значит найти глубинную основу нашей собственной жизни и принять её как данную нам Богом. Эта основа выражает волю Бога о нас. Это и есть в действительности наш крест, начертанный в нашем существе, в телах, в душах. Это – Слово Бога к нам и для нас. Как сказал мученик Иустин (II в.), Слово Бога, Логос Бога изображается как греческая буква “Х”, подобно кресту на всю Вселенную. А если оно проходит сквозь Вселенную, оно проходит и сквозь нас.

Что мы теряем, когда находим этот крест в нас самих? Нам дана возможность оставить нашу фальшь, наш поверхностный образ, созданный нами самими, и найти образ, созданный Богом. Нам дана возможность сменить фальшь на истину. “Истина внутри вас”. Нам дана возможность сменить жизнь на условиях этого мира на истинную жизнь, – такую жизнь, какой она задумана для нас Богом.

И не случайно сегодняшнее евангельское чтение заканчи­вается словами: “Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе”. И не случайно сразу после этого Иисус берет тех же трех учеников, которых Он пожелает взять с Собой в Гефсиманский сад, возводит их на гору Фавор и преображается пред ними.

Обретение и принятие креста, который вписан в нашу жизнь и начертан в нашем истинном существе, отверзает врата для Божественной благодати. В Своем Преображении Христос зримо являет через эти врата Божественную благодать, нетварные Божественные энергии, чтобы преобразить, преисполнить светом и освятить и тело, и душу. Нечто подобное случается иногда со святыми. Но даже нам возможно испытать и ощутить что-то из этой реальности, когда мы окончательно подчиним нашу волю воле Бога.

Сделать это – значит осознать и осуществить волю Божию о нас в нашей собственной жизни, это значит стать “богоподобными”, в некотором смысле – обоженными. А быть богоподобными – значит уметь давать и жертвовать, как жертвует Бог, – свободно и безгранич­но, и грешникам, и праведникам, – как говорит Христос. Это значит также прощать – быть готовыми в каждый момент простить, быть постоянно расположенными и способными к прощению. Как Бог.

Поэтому давайте серьезно воспримем слова Христа из сегодняшнего евангельского чтения. Давайте спросим сами себя: что и где есть крест, который Христос призывает меня нести. И давайте употребим те духовные дары, которыми Господь наделил нас, чтобы найти этот крест. Он тогда будет нераздельно начертан как в видимом мире повседневной жизни, так и в глубинах нашего существа.

И, найдя его, подобно драгоценной жемчужине, извлеченной из моря, давайте понесем его, следуя Христу. Если это наш истинный крест, мы найдем его необыкновенно легким, так как это будет и крест Христов, и Он понесет его вместе с нами. Аминь.

3 октября 1999 г.

Перевод с английского И. Смирновой