Неделя 17 по Пятидесятнице

Неделя 17 по Пятидесятнице

5 октября в 2014 году

Апостольское чтение

2-е Послание ап. Павла к Коринфянам 6:16 – 7:1. – Зачало 182

[Призыв к осознанию себя народом Божиим]

[Не будьте идущими в одной упряжке вместе с неверными! Ведь какое соучастие у праведности и у беззакония? Или что общего у света с тьмой? Какое же согласие Христа с Велиаром? Или какая доля (соучастие) у верного с неверным?[1]] Как же совмещается храм Божий с идолами? Ведь мы – храм Бога Живого, как сказал Бог:

«Я буду жить в них и буду ходить среди них;

и буду их Богом, и они будут Моим народом (Левит 26:12). 

Поэтому выйдите из среды их (Иеремия 51:45)

и отделитесь, говорит Господь,

и не прикасайтесь к нечистому (Исайя 52:11);

и Я внутрь [Себя] приму вас. И буду вам Отцом,

и вы будете Моими сынами и дочерями (2 Царств 7:14)»,

 – говорит Господь Вседержитель.

Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая наше освящение в страхе Божием.


[1] Эти слова в квадратных скобках (2 Кор. 6:14–15) не принадлежат собственно апостольскому чтению за Литургией, но они существенно необходимы для понимания смысла этого пассажа, в котором Павел призывает неразборчивых коринфских христиан стать народом Божиим и не жить по «стихиям мира сего». 


 

Евангельское чтение на Литургии

Евангелие от Луки 5:1–11. – Зачало 17

[Чудесный улов. Призвание первых учеников]

Однажды, когда Иисус стоял у Геннисаретского озе­ра, – а народ теснился вокруг Него и слушал слово Божие, – Он увидел две лодки, при­чалившие к берегу. Рыболо­вы же, сойдя на берег, мыли сети.

Войдя в одну из лодок, – а это была лодка Симона, – Он попросил его немного отвести ее от берега, и затем, сидя в лодке, про­должал из нее учить народ.

Когда же Он прекратил говорить, то сказал Симону: «От­плыви на глубокое место и закиньте сети свои для лова». Симон сказал Ему в ответ: «Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но, по слову Твоему, я закину сеть».

И сделав это, они поймали великое множество рыбы, так что их сети стали прорываться. Тогда они подали знак своим сотоварищам на другой лодке, чтобы те пришли к ним на помощь. Те подплыли и до того нагрузили обе лодки рыбой, что они начали тонуть.

Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: «Господин, отойди от меня, потому что я человек грешный!» Ужас напал на него и на всех присутствовавших вместе с ним при этом улове, а также и на Иакова и Иоанна, сыновей Зеведея, которые были товарищами Симона.

И сказал Симону Иисус: «Не бойся; отныне твоим уловом будут люди». И они, вытащив обе лодки на берег, всё оставили и последовали за Ним.

 

Митрополит Сурожский Антоний

Из проповеди на <…> евангельское чтение

<…> Из евангельского чтения мы узнаём, как Христос вошел в лодку Петра и повелел ему отчалить от берега. Он стал говорить, и Его слова, словно зерна, лились в души человеческие. Вероятно, Петр сначала не замечал, что творит Господь, но когда Спаситель ему сказал: «Вверзи невод в море» и когда он поймал столько рыб, что не мог втащить улов в лодку, – он вдруг осознал, Кто же сеял это семя. Здесь как будто притча: Христос сеял слово, и никто не замечал, какое это богатство; но вот Петр извлек множество рыб и вдруг обнаружил то истинное богатство, которое дает Господь. Словно бы семя процвело и дало плод. И ему стало страшно: «Отойди от меня, Господи, я человек грешный, мне страшно стоять с Тем, Кто всё это может сотворить...» Но Христос его успокоил: «Не бойся, ты будешь отныне не рыбу ловить, а собирать в невод Господень живые человеческие души, спасать их из бури, чтобы они вошли в покой...» После этого Петр всё оставил и вместе со своими товарищами пошел за Христом.

Какой это богатый урок для нас и как это просто! Идти за Христом – не значит куда-то уходить, это значит остаться при Нем и так же сеять, как Он сеял; и так же собирать в Царство Небесное, как Он собирал. Сеять, не задумываясь над тем, богат я или беден: была бы любовь – а семя даст Господь. И когда тебя остановит страх перед нашим делом – а ведь это самое главное Божие дело, – то вспомни слово Христа: «Не бойся, сей! Сей открытым, любящим сердцем! Ты соберешь богатую жатву, хотя бы и семя было не твое, и жатва будет Господня...» Какая ра­дость! Действительно, придет время, о котором в Евангелии гово­рится: вместе возрадуется и сеющий, и собирающий жатву. Аминь.

1971 г. или ранее

К Евангельскому чтению

Сеть, которую Спаситель повелел апостолам закинуть в море, означает в духовном смысле связный состав проповеди, которой можно уловить слушателя в послушание веры. Апостольскую проповедь очень прилично называть сетью, потому что как сетью пойманная рыба не пропадает, но сохраняется и извлекается из глубины морской на берег, так и проповедь апостольская не погубила людей, но извлекла их из глубины неведения во свет истины и возвела ум их от земли к небу... Успех в ловле нимало не зависел от красноречия проповеди, но от того дара, который они получили свыше от Святого Духа. От этого дара проповедь их имела такую силу, что всякое человеческое мудрование ей уступало, и многие народы обратились к вере во Христа.

Блаженный Иероним

 

«Отойди от меня, Господи, потому что я человек грешный!» – в священном ужасе восклицает апостол Петр, ставший свидетелем необыкновенного события – чудесного лова рыбы в такое время, когда этого не должно быть. Как рыбак Петр прекрасно знал, что если они ночью ничего не поймали, то днем совершенно невозможно, чтобы рыба попалась им в сеть. Однако в ответ на предложение Христа продолжить лов рыбы он смиряет себя и говорит: «По слову Твоему закину сеть». Тогда и совершается чудо.

Свящ. Георгий Завершинский

фото Нифонтова В.