Неделя 16 по Пятидесятнице, перед Воздвижением

Неделя 16 по Пятидесятнице, перед Воздвижением

Апостольское чтение Недели перед Воздвижением

Послание к Галатам 6:11–18. – Зачало 215

[Обрезание и Крест Христов]

Братья, посмотрите, какими большими буквами я написал вам своей рукой. Все те, которые желают покрасоваться в плоти, принуждают вас к обрезанию, лишь бы не быть гонимыми за Крест Христов. Ведь обрезывающиеся и сами не соблюдают Закон, но желают вашего обрезания, чтобы похвастаться в вашей плоти.

А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я – для мира. Ведь во Христе (= Мессии) Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, но новое создание. Тем, которые поступают по этому правилу, – мир и милость им, и Израилю Божию.

В остальном же никто не отягощай[1] меня, потому что я ношу клейма (знаки)[2] Господа Иисуса в теле моём (то есть «в себе». – Ю. Р. ). Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братья. Аминь.

Евангельское чтение Недели перед Воздвижением

Евангелие от Иоанна 3:13–17. – Зачало 9

[Из беседы с Никодимом: смысл пришествия Христа в мир]

[Сказал Господь:]

13И ещё никто не восходил на небо, как только Сошед­ший с неба, Сын Человеческий, пребывающий на небе.

14И как Моисей вознес змею в пустыне, так должен быть вознесён Сын Человеческий[3], 15чтобы всякий верующий в Него (не погиб, но) имел жизнь вечную.

16Ведь так полю­бил Бог мир, что отдал Сына Своего Едино­родного, чтобы каж­дый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.

17Ведь не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы Он судил мир[4], но чтобы мир спасён был через Него.


[1] Буквально, «не возлагай бремени» или «не доставляй мне трудностей». Здесь резюмируется смысл всего послания к Галатам: или «рабство» Иисусу, или – «неудобоносимым» бременам Моисеева Закона. Или – или. Никто не может служить двум господам. (Благодарю за разъяснение этого «темного» места своего коллегу архимандрита Ианнуария (Ивлиева). – Ю. Р.).

[2] Греч. стигмата – рабские клейма на теле, знаки принадлежности тому или иному господину. В религиозном смысле, как знак принадлежности Богу, у иудеев – это обрезание (видимый знак на крайней плоти), у христиан – крещение и волевая всецелая преданность Богу (невидимые знаки-стигматы). Павел – раб Христов и не будет подчиняться больше никому. (В скобках заметим, что никакого отношения к кровоточащим «стигматам» на руках и ногах некоторых экзальтированных мистиков это место не имеет.)

[3] Медный змей, прибитый к шесту Моисеем, спасал израильтян, смотрящих на него, от укуса змей в пустыне (Числ. 21:6–9). Поднятый на крест Сын Божий спасает всех, верующих в Него. Это один из древних «прообразов».

[4] "Судить" – значит осудить, признать негодным, отвергнуть. Но Христос не «судил», а восстановилвесь мир в его изначальном достоинстве!

 


Митрополит Сурожский Антоний

Проповедь в Неделю перед Воздвижением

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел нам говорит, что крестом Христовым мир распят для него и он, Павел, распят для мира. Что это значит? Павел не был распят физически, не был распят и мир; но в древнем понимании этот образ гораздо яснее. При распятии обе руки жертвы насильственно, безжалостно разнимались врозь и пригвождались ко кресту, так что никогда, никогда они не могли больше встретиться, – вот о чём говорит Павел. Крестом Христовым мир был отторгнут от него и стал ему полностью чуждым. Это мир, которого он не может и не хочет больше достичь, который не только отнят у него, но который и он отвергает, отталкивает от себя. Павел становится чуждым миру, потому что мир не может больше принять его на условиях Христовых – на принципиально новых условиях жизни Павла.

Когда мы слышим такие слова и перед нами проходят такие образы, – то мы должны задуматься о себе самих.

Сначала Павел (фарисей Савл) был врагом Христа. Он отправился из Иерусалима в Дамаск для того, чтобы истребить Его учеников, которых он считал обманщиками и хулителями (Моисеева Закона), но на пути он встретил Христа лицом к лицу. И в это мгновение Христос стал его Господом, стал его Богом, и не осталось ничего, кроме Христа, что было бы для Павла сколь-нибудь значимым. Его сердце было достаточно великим, чтобы, услышав призыв Христа, отозваться на него всем существом, всей жизнью, что бы с ним после этого ни произошло.

Этот рассказ о распятии мы слышали очень часто: большинство из нас – с детства, другие же – с молодых лет. И ведь было мгновение, когда наше детское воображение отозвалось на него глубоким чувством! А потом мы стали – как бывает со всеми нами – невосприимчивыми, нечуткими к этой эмоции: она стала фактом нашей веры, но перестала быть событием нашей жизни... А ведь апостол Павел говорит, что для него Христос – всё в жизни. И это так! Ведь если Христос действительно то, чем (или Тот, Кем) Он был, – то что же можно поставить рядом, что может сравниться с этим?

Задумайтесь на мгновение, что случилось бы, если бы кто-нибудь –кого вы любите или кем восхищаетесь – оказался жертвой насилия, убийственной жестокости других людей? При этом он стал жертвой потому, что боролся за то, что для него было важнее, чем его собственная жизнь: он боролся за твою жизнь, чтобы спасти лично тебя! Могли бы вы (все мы) вернуться к тому, что стало причиной его смерти? Могли бы вы после этого и дальше играть жизнью? Могли бы мы и далее жить безрассудно? Могли бы мы избрать зло, хотя бы пытаясь приукрасить его так или этак? Могли бы мы творить что-либо, зная, что из-за нашего поступка (пусть пустячного, но убийственного!) любимый нами человек – или просто вообще человек, которым мы восхищались и любили – должен умереть? Пьяный водитель автомобиля – один из примеров, но есть много путей, на которых мы бываем разрушительны один для другого...

И есть героические пути, на которых люди отдают жизнь за других, потому что эти другие были безрассудны и безответственны. Они не были так уж грешны, как им казалось, а просто безрассудны! Но это безрассудство вело к смерти другого...

Каково же наше состояние? Может ли кто-либо из нас повторить слова, сказанные апостолом Павлом в его Послании к Галатам (или в другом Послании), что для него жизнь – это Христос? Христос – это жизнь, и Павел желал бы умереть вместе с Ним, потому что обыкновенная «земная жизнь» – это разлука со Христом, а его единственное стремление – быть вместе с Ним.

Задумаемся над этими словами Священного Писания. Они не осуждают нас и не обвиняют – они нас призывают. Павел говорит: я знаю, что значит найти вечную жизнь, я знаю, что значит найти Христа, найти всё, что в жизни имеет ценность, в противоположность всему тому, чему мы рабски служим... Найди это, – сказал бы он нам, – вернись обратно в свою душу, в своё прошлое – к первому мгновению, когда Христос вошел в твою жизнь и в твоё сердце, – к мгновению дива, чуда, радости и освобождения, – а затем помни это и живи этим, отложив всё темное, всё мертвящее, безжизненное, уродливое. Выбери свет, выбери жизнь, выбери радость. Всё это содержится в имени Божием и в любви Божией во Христе. Аминь!