Неделя 16 по Пятидесятнице

Неделя 16 по Пятидесятнице

__________________________________________________________________________________________

Апостольское чтение на Литургии

(Второе Послание ап. Павла к Коринфянам 6:1–10. Зачало 181)

[Самоотверженное служение примирения]

[Братья,] мы, как соработники Бога, призываем вас не тщетно принять благодать Божию. Ибо Он говорит:

«Во время благоприятное Я услышал тебя

и в день спасения Я помог тебе» (Исайя 49:8).

Вот теперь время благоприятное, вот теперь день спасения.

Никакого ни в чем не даем мы повода для преткновения, чтобы не подвергалось осмеянию наше служение, но во всём мы проявляем себя служителями Бога:

в великом терпении, в угнетениях, в принуждениях, в притеснениях; под ударами, в тюрьмах, в смутах, в трудах, в бодрствованиях, в постах; в чистоте, в знании, в долготерпении, в доброте, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией; с оружием праведности в правой и левой руке, через славу и бесчестие, через злословие и славословие.

Нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.

 

Примечание. «Время благоприятное» и «день спасения», о которых говорил ещё в VIII веке до Р. Х. от лица Бога великий пророк Исайя, теперь настали, и апостол Павел умоляет верующих не расточать бесплодно обильно излитую на них благодать. Далее он говорит о самоотверженном служении проповедников Слова Божия и об отношении к ним представителей «мiра сего», живущего по своим законам и враждебного по отношению к Христовым заповедям. Этот принципиальный антагонизм между абсолютной свободой, дарованной Христом «подданным» Его Царства, и примитивной «корпоративной этикой» мiрских сообществ обозначен Самим Христом. «Если бы вы были от мiра, то он любил бы вас, как своих. Но вы не от мiра, ибо Я избрал вас среди других, принадлежащих к нему, и потому мiр ненавидит вас» (Иоанн 15:19). К сожалению, этот антагонизм вечен, меняются лишь формы его проявления.

 

Евангельское чтение на Литургии

(Евангелие от Луки 5:1–11. Зачало 17)

[Чудесный улов. Призвание первых учеников]

В то время, когда народ теснился вокруг Иисуса и слушал слово Божие, а Он стоял у Геннисаретского озера, увидел Он две лодки, причалившие к берегу; а рыболовы, сойдя на берег, мыли сети.

Войдя в одну из лодок, – а это была лодка Симона, – Он попросил его немного отвести её от берега, и затем, сидя в лодке, продолжал из неё учить народ.

Когда же он прекратил говорить, то сказал Симону: «Отплыви на глубокое место и закиньте сети свои для лова». Симон сказал Ему в ответ: «Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть».

И сделав это, они поймали великое множество рыбы, так что их сети стали прорываться. Тогда они подали знак своим сотоварищам на другой лодке, чтобы те пришли к ним на помощь; те подплыли и до того нагрузили обе лодки рыбой, что они начали тонуть.

Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: «Господин, отойди от меня, потому что я человек грешный!» Ужас напал на него и на всех присутствовавших вместе с ним при этом улове, а также и на Иакова и Иоанна, сыновей Зеведея, которые были товарищами Симона.

И сказал Симону Иисус: «Не бойся; отныне твоим уловом будут люди». И они, вытащив обе лодки на берег, всё оставили и последовали за Ним.

 

Замечания к Евангельскому чтению

Сеть, которую Спаситель повелел апостолам закинуть в море, означает в духовном смысле связный состав проповеди, которой можно уловить слушателя в послушание веры. Апостольскую проповедь очень прилично называть сетью; ибо как сетью пойманная рыба не пропадает, но сохраняется и извлекается из глубины морской на берег, так и проповедь апостольская не погубила людей, но извлекла их из глубины неведения во свет истины и возвела ум их от земли к небу... Успех в ловитве нимало не зависел от красноречия проповеди, но от того дара, который они получили свыше от Святого Духа. От этого дара проповедь их имела такую силу, что всякое человеческое мудрование ей уступало, и многие народы обратились к вере во Христа.

Блаженный Иероним

 

* * * 

«Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный!» – в священном ужасе восклицает апостол Пётр, ставший свидетелем необыкновенного события – чудесного лова рыбы в такое время, когда этого не должно быть. Как рыбак Пётр прекрасно знал, что если они ночью ничего не поймали, то днём совершенно невозможно, чтобы рыба попалась им в сеть. Однако в ответ на предложение Христа продолжить лов рыбы он смиряет себя и говорит: «По слову Твоему закину сеть». Тогда совершается чудо.

Свящ. Георгий Завершинский