Начало индикта – церковное новолетие

Начало индикта – церковное новолетие

 1/14 сентября

 

Апостольское чтение (новолетия)  

Первое Послание апостола Павла к Тимофею 2:1–7. – Зачало 282

[Заключительные увещания и приветствия коринфянам]

1Итак прошу, прежде всего, совершать прошения, молитвы, ходатайства, благодарения за всех людей, 2за царей и всех носителей власти, чтобы проводить нам спокойную и тихую жизнь во всяком благочестии и достоинстве. 3Это хорошо и приятно Спасителю нашему Богу, 4Который хочет, чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины. 5Ибо один Бог, один и посредник между Богом и людьми, Человек Христос [Мессия] Иисус, 6давший Себя как выкуп за всех. Это свидетельство в положенное время; 7для чего я был поставлен проповедником и апостолом, истину говорю, не лгу, учителем язычников в вере и истине.  Благодать Господа Иисуса [Христа] – с вами. Любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. [Аминь.]

Евангельское чтение (новолетия)

Евангелие от Луки 4:1622. – Зачало 13

[Проповедь Иисуса Христа в Назарете]

[В то время Иисус] пришел в Назарет, где был воспитан, и в день субботний вошёл, как делал обычно, в синагогу, и встал, чтобы исполнять дело чтеца. И подали Ему свиток пророка Исайи; и, развернув свиток, нашёл Он место, где написано:

«Дух Господа на Мне;

      ибо Он посвятил Меня помазанием Своим

благовестить убогим

     послал Он Меня,

возвещать пленённым свободу

     и слепцам прозрение,

отпускать на волю утесняемых,

      возвещать лето Господне благоприятное

 [или: возвестить год милости Господней]!»

(Исайя 61:12)

 

 

ИНДИКТ 

– это порядковый номер года внутри регулярно повторяющегося пятнадцатилетнего промежутка времени (т. н. "индиктиона"), от одной индикции (переписи) к другой. Сами индиктионные циклы не нумеруются, но используются для соотнесения с другой системой датирования.
Первоначально "индикция" (лат. indictio – "провозглашение") – это объявление обязательных поставок съестных припасов правительству. Происхождение индикционного цикла остаётся неясным (возможно, египетского происхождения), но уже при императоре Диоклетиане (284–305 н. э.) каждые 15 лет в Римской империи производилась переоценка имущества для установления величины взимаемого налога. Необходимость для населения знать налоговый год привела к исчислению годов по индиктам. Официально этот счет времени ввёл император Константин Великий (в 312/3 г.). Сначала индикт начинался с 23 сентября – даты рождения первого римского императора Октавиана Августа; в 462 году из практических соображений начало года перенесли на 1 сентября. Датировка годов по индиктам стала обязательной с 537 года, получив широкое распространение в гражданском и церковном делопроизводстве. Она использовалась Верховным трибуналом Священной Римской империи вплоть до её распада в 1806 году и до сих пор употребляется в некоторых календарных системах. Для прикладной хронологии датировки по индиктам имеют огромное значение. "Среди хаоса средневековых датировок эти были по крайней мере устойчивыми" (Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975. С. 73). В современном православном календаре под 1/14 сентября значится "Начало индикта – церковное новолетие", отмечаемое в храмах благодарственным молебном.
Индикт года соответствует остатку от деления числа года византийской эры от сотворения мира (с точкой отсчета 1 сентября 5509 года до н. э.) на 15. При использовании летосчисления от Рождества Христова (н. э.) к числу лет прибавляют 3 и результат также делят на 15. (Поскольку смена индикта происходит 1 сентября по Юлианскому календарю, то при работе с датами по январскому и мартовскому календарным стилям необходимо делать соответствующие поправки.) Так, 14 сент. 2000 года н. э. = 1 сент. 7509 года от сотв. мира, 9-й год индикта; 14 сент. 2006 г. = 1 сент. 7515 года от сотв. мира, 15-й год индикта; 14 сент. 2007 года = 1 сент. 7516 года от сотв. мира, 1-й год индикта; 14 сент. 2013 года = 1 сент. 7522 года от сотв. мира, 7-й год индикта, и т. д. См.: Календарь, Стиль, Эра.
Лит.: Климишин И. А. Календарь и хронология. М., 1990; Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994. Т. 1.