МЕЛХИСЕДЕК или ААРОН?

МЕЛХИСЕДЕК или ААРОН?

_____________________________________________________________________

(К апостольскому чтению в Неделю Крестопоклонную)

 

Время летит быстро. Кажется, только недавно медленно покатились с горы тяжелые великопостные дни, – но вот уже на исходе третья неделя (в церковном календаре – «седмица») Великого поста. А 3-го апреля – его третье воскресенье, именуемое в церковном календаре Неделей Крестопоклонной. С этого дня в течение всей следующей седмицы (по 9 апреля) богослужения в православных храмах посвящены символу христианства – Кресту, на котором был распят Сын Божий. Как и в праздник Воздвижения Креста, за Всенощным бдением на середину храма выносится изображение Распятия. Смысл обычая в том, чтобы напомнить кающимся христианам о спасительном даре искупительной жертвы Сына Божия. И это тем более уместно, что  крестопоклонная среда, 6 апреля, символически делит Великий пост пополам, являясь его центром, и до Пасхи останется ровно столько же, сколько пройдет с его начала – три с половиной недели. 

Предлагаемое нам в Неделю Крестопоклонную апостольское чте­ние на Литургии отнюдь не случайно противопоставляет вечное священство Мелхи­седека временному священству Аарона.

Об этом ветхозаветном святом мы знаем очень мало. Его имя (евр. Малкицедек) означает в переводе "Мой царь – праведность". При этом он и сам царь, причем, царь древнего Салима (Шалема), то есть буду­щего Иеру­са­лима (!) и священник «Бога Всевышнего». Мелхиседек – современник праотца Авра­ама (XIX—XVIII вв. до н. э.), с которым Бог недавно заклю­чил особый союз (завет), в силу которого Авраам становится родоначаль­ником богоиз­бранного народа – единственного, облада­ю­щего откровен­ным знанием об Истинном Боге в дохристианские вре­мена. При этом Священное Писание (это предельно важно!), называя таинственного Мелхисе­дека «священ­ником Бога Всевышнего», ничего не говорит о подобных отноше­ниях между ним и Богом, Которому тот служит. Поэтому зна­ме­нитый иудейский богослов Филон Александрийский (умер в середине I  в. н. э.) несколько уничижительно называет Мелхиседека «самоучкой в познании Бога». Действительно, Библия лишь кратко повествует о его встрече с Авраамом после разгрома последним месопотамской карательной экспеди­ции, вторгшейся в Палестину (Быт. 14:18–20).

Мелхиседек предлагает Аврааму трапезу хлеба и вина по распрост­ра­­ненному на Востоке обряду союза (Быт. 31:44–46), а тот приносит ему дань за покровительство. При этом Мелхиседек благословляет Авраама, что, соглас­но автору Послания к Евреям, указывает на неиз­меримое превосходство его священства перед будущим ветхозаветным священством Аарона (которое Авраам носил в себе как родоначальник израильтян, в том числе и священни­чес­кого колена Левия){*}. Отсюда – вполне понятное замалчивание Мелхисе­дека в раввинистической тра­диции и возвеличивание в ессейской и христиан­ской. В кумранских памятниках ("Мидраш Малкицедек") и в Новом Завете Мелхиседек – это прототип Мессии, Который к тому же является "свя­щенником вовек по чину (по образу) Мелхиседека" (Пс 109:4), а не Аарона, брата Моисея и родоначаль­ника ветхозаветного священства!

Христианские богословы развили это толкование, усмотрев в хлебе и вине, предложенных Аврааму, прообраз Евхаристической жертвы.

Ветхозветные кровавые жертвы утратили свой смысл после Голгофской Жертвы Сына Божия (см. Евр. 9–10 гл.), а через четыре десятилетия  Иерусалимский храм был сожжён римскими войсками (70 г.). С тех пор богослужения в собственном смысле (то есть жертвы) в иудаизме не совершаются. На месте Храма – единственном месте, где может совершаться предписанное Законом Моисея богослужение! – стоит мечеть с золотым куполом (Куббет-эль-Сахра), вторая по значимости исламская святыня. Вряд ли это совершилось не без Промысла Божия.

Имя Мелхиседека упоминается в богослужебных книгах – Требнике (при освя­щении алтарей) и в Служебнике (в Евхаристической молитве). Важно то, что Мелхиседек – один из двух ветхозаветных служителей истинного Бога, не принадлежащих к левитскому священству Аарона. В этом – свидетельство универсализма пути ко Христу, прокладывавшегося не только иудеями, но и язычниками. Память Мелхиседека – в Неделю святых праотцов и Неделю святых отцов (два воскресенья перед Рождеством Христовым). Апокрифи­ческие сказания о Мелхиседеке были широко распространены и в древнерусской литературе.

    {*} Примечание. «Без всякого же противоречия меньший благословляется большим. <…> Итак, если бы совершенство достигалось через левитское священство, – а на нем утверждается данный народу Закон! – то какая была бы нужда восставать другому священнику по чину (положению) Мелхиседека и назы­ва­ться [священником] не по чину Аарона? Потому что с переменой священства необходима бывает и перемена Закона. Ибо Тот, о Ком это говорится, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. Наперед ведь ясно, что Господь наш произошел от Иуды, из колена, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства» (Евр. 7:7, 11–14).

Литература: Тексты Кумрана. М., 1971. Вып. 1; Творогов О. В. Апокрифы о Мелхиседеке // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I. М., 1987; Ианнуарий (Ивлиев), архимандрит. «По чину Мелхиседека...» (Проповедь на апостольское чтение в праздник Сретения Господня) // «Вода живая: Санкт-Петербургский церковный вестник», 2009. № 2. С. 24–25.

Ю. Рубан


 

* * *

Апостольское чтение на Литургии (рядовое)

(Послание ап. Павла к Евреям 4:14 – 5:6)

 

[Превосходство Иисуса Христа – Первосвященника Нового Завета]

[Братья,] имея Первосвященника великого, прошедшего [через] небеса, Иисуса, Сына Божия, будем твердо держаться ис­поведания [нашей веры]{*}. Ведь мы имеем не такого первосвящен­ника, который не может проявить сострадание к нашим немощам, но Искушённого во всём, подобно нам, кроме греха. Итак, будем безбоязненно приступать к престолу благодати{**}, чтобы получить нам милость и найти благодать для своевременной помощи.

Всякий ведь первосвященник, избираемый из людей, для лю­дей поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жер­твы о грехах. Он может сострадать незнающим и заблужда­ющим­ся{***}, поскольку и сам подвержен немощам, и из-за них он дол­жен как за народ, так и за самого себя приносить жертвы о грехах.

И эту честь никто из людей не присваивает себе сам, но призывается Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам прославил Себя, став Первосвященником, но (прославил Его) Тот (Бог Отец), Кто сказал Ему:

«Ты – Сын Мой, Я сегодня породил Тебя» (Пс. 2:7);

как и в другом месте Он говорит:

«Ты – Священник вовек по чину (положению) Мелхиседека» (Пс. 109:4).

 

Примечания

 {*} Речь идет об исповедании веры во время таинства крещения.

{**} Здесь говорится о преодолении ветхозаветного страха, вызванного запретом «присту­пать» к престолу (т. е. к Богу) «непосвященным». Вероятно, намек на «доступ» в Храм и Святая Святых – особое «присутствие Бога»; этим правом обладало только левитское священство, а не представители других слоев израильского общества. Во Христе же все верующие (речь уже идёт не о левитском священстве, даже не об израильтянах вообще, как «избранном» народе, а о людях как таковых!) вступили в права наследников и имеют доступ (prosagoge) к Богу Отцу. Поэтому в Новом Завете "посвящённые" – это все крестившиеся во Христа.

{***} «Незнающие и заблуждающиеся» – стандартное библейское выражение для обозначение грешников, грех которых, хотя и подлежит осуждению, но всё-таки в известной степени смягчён и оправдан тем, что это «грех невольный», вызванный естественной человеческой немощью. – За корректировку перевода апостольского чтения и эти замечания к нему сердечно благодарю своего друга и коллегу архимандрита Ианнуария (Ивлиева). (Ю. Р.)