Крещение. Ведь это...

Крещение. Ведь это...

Праздники в Церкви – вещь, право, совершенно удивительная. По крайней мере, с праздниками в обычном их понимании церковные Праздники имеют явно не много общего. Хотя, это, конечно, смотря как понимать и те, и другие...

Думаю, в первую очередь можно сказать так: праздники в обычной жизни существуют для того, чтобы эту обычную жизнь на время забыть. Чтобы отдохнуть. А Праздники в Церкви живут для того, чтобы о Церкви, о церковной жизни хоть на время – вспомнить. Чтобы задуматься. Эта разницу видно, так сказать, невооруженным глазом. Ведь обычный праздник – это прежде сего выходной, а потом непременно еда, питье и вообще всякое веселье. А Праздник церковный – это прежде всего молитва. И непременно Литургия.

Хотя, с другой стороны, и молитва в Праздник предполагает отдых от обычной жизни, от привычного труда. И обычные праздники все всё же имеют какое-то название, в них празднуют не вообще, а что-то вполне определенное. Они отличаются от простых выходных. Может быть, в конечном счете, не зря и те, и другие все же одинаково называются, носят одно и то же имя – праздник?

Где-то я встречала такое выражение: скажи мне, что ты празднуешь, и я скажу, кто ты. У человека есть удивительная в своей настойчивости способность думать, и, как ни крути, рано или поздно хоть некоторое осмысление собственной жизни становится совершенно необходимым. И тут на помощь приходят праздники. В целом, как явление. Гораздо веселее работать, думая о том, как в праздник можно будет наконец встретиться с друзьями и весело и вкусно провести время. Значит, праздник даже в самом незатейливом его понимании помогает человеку, организует, наполняет смыслом всю его жизнь.

Но ведь даже для устроения самого простого праздника нужен все же хоть какой-нибудь, хоть самый простой повод. Вот тут, по тому, какой повод оказывается достаточным для праздника в жизни данного конкретного человека, и можно увидеть, что именно наполняет смыслом его жизнь.

В обычной жизни мы склонны праздновать события в первую очередь радостные. Жизнеутверждающие, так сказать. В частной жизни отдельного человека это могут быть день рождения. Или день свадьбы. Вот только одна неприятность: рано или поздно эти праздники становятся праздниками печальными. День рождения, например, каждый год неумолимо прибавляет к нашему возрасту очередную вряд ли желанную единичку...

Но, при всей своей возможной печальности, день рождения все же явно веселее, чем день чьей-нибудь смерти. Особенно если речь идет о смерти горячо любимого, близкого человека. Тут уж никому, вероятно, не придет в голову назвать такой день – праздником... Никому – кроме христиан.

Христианские, Церковные праздники организуют жизнь не отдельного человека, а всей Церкви. Время в Церкви отличается от нашего времени. Потому что время в Церкви – о вечности. А вечность в понимании Церкви и есть Жизнь. Вот и получается, что и Церковь отмечает события исключительно жизнеутверждающие. Только в другом смысле...

Вот, например, Крещение. Я не буду говорить о том, что хорошо известно и без меня: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...» Возможно, главная, скажем, проблема, главная сложность всех Церковных Праздников в том, что в том виде, в котором они существуют, в их вечности и непреложности, их крайне сложно применить к своей собственной жизни.

Сложно, почти невозможно обнаружить, какое отношение имеет событие Крещения Господня ко мне лично, здесь и сейчас. Не явление крещения, а именно событие, как таковое. Об этом можно, конечно, и не думать. Но тогда Церковный Праздник перестает быть праздником в своем изначальном смысле. Если он ничего не значит лично для меня, если он никак не связан с моей собственной, пусть маленькой, но все же лично для меня единственной и потому огромной, жизнью, он никак не может организовать и наполнить смыслом эту мою единственную маленькую частную жизнь...

Удивительное дело, но в Церкви мы, кажется, вообще крайне редко вспоминаем об одновременной частности и огромности собственной жизни. Точнее, как раз о них мы чаще всего и думаем прежде всего. Только, к сожалению, вне всякой связи с Церковью. «У меня очень много проблем, у меня нет времени на то, чтобы выстаивать церковные службы... Впрочем, ладно, я схожу в храм. Может быть, от этого разрешится хоть часть моих проблем!» «Рождество! В храме так красиво! Эх... Пора возвращаться к своей обычной жизни»

И всё-таки: Крещение. Ведь это... Ведь это день, когда никуда не деться! Никуда не деться от себя, никуда не деться от жизни... Я поясню, что я имею в виду.
Каждый человек на Земле, как бы велик или мал он ни был, сначала рождается, потом живет, а потом умирает. И каждый человек рождается – младенцем. Это естественно и очевидно.

Менее очевидно и естественно то, что каждому человеку приходится расти и взрослеть. Сначала он младенец, потом ребенок, потом подросток, и лишь потом... Как выходит так, что кто-то вырастает - великим? Можно ли сказать, что был велик тот младенец и тот подросток, или велик лишь тот взрослый, который однажды из них – вырос? Велик ли человек сам по себе или великим его делают другие? Велик ли он потому, что таковым родился, или потому, что таким вырос? Если честно, я с трудом представляю вопросы важнее, ценнее и увлекательнее.

Христос был Богом, в это мы верим. Но Церковь учит нас тому, что он был и человеком, в самом полном, самом настоящем, самом реальном смысле этого слова. А значит он тоже был и ребенком, и подростком. А значит - как-то рос, как-то взрослел. И как-то приходил к ОСОЗНАНИЮ того, Кто Он...

Мы ничего не знаем о том, какой была внутренняя жизнь Христа. Но, мне кажется, вполне естественно предположить, что Он никак не рвался к тому, чтобы его природа, его суть сделались явными. Для Него это просто не могло быть ни нужным, ни желанным. Мы знаем, что основным содержанием Его жизни было послушание. А значит единственно естественным для Него было - ждать. Просто жить. Как всякий обычный добропорядочный человек. И просто ждать. Целиком во всем полагаясь на Отца.

И именно в таком Своем послушании Он и пришел к Иоанну. И Отец, сам Отец указал на Него... И человек Иисус тихо, послушно, безропотно принял на Себя всю тяжесть, всю ответственность Своей избранности. Своего одиночества. Своего сыновства.

В жизнь каждого из нас, вероятно, рано или поздно приходит вот такой момент. Момент выбора. Момент, когда мы вдруг оказываемся лицом к лицу – с жизнью. Когда жизнь нам как будто бросает вызов, как будто говорит: давай! Пришел твой час! Ты вырос, ты можешь! И мы либо принимаем вызов, несмотря на всю тяжесть возможной ответственности, либо...

Пусть в нашей жизни никогда не встречается того, что предполагает это «либо». Мне кажется, именно об этом говорит нам сегодняшний Праздник.

Анастасия Лысенко