КОГДА ПИТЬ НОВОГОДНЕЕ ШАМПАНСКОЕ?

КОГДА ПИТЬ НОВОГОДНЕЕ ШАМПАНСКОЕ?

Странный заголовок, – хмыкнет про себя читатель. – Должно быть, автор этой заметки загодя начал праздновать Новый год и потому путает дни. Конечно же – в ночь с 31 декабря на 1 января, и это знает каждый ребенок! Удары кремлевских курантов возвестят наступление 1 января пятнадцатого года третьего тысячелетия от Рождества Христова («Новой эры»).

Нет, нет, – я пребываю в здравом рассудке, а интрига заголовка связана с моими профессиональными интересами.

Действительно, начало нового года у нас, северян, прочно ассоциируется с нарядной елкой и январскими морозами. Это так. Тем не менее, празднуемый нами Новый год по январскому стилю вошел в российский гражданский обиход сравнительно недавно – c 1 января 1700 года. (Здесь "стиль" летосчисления – это определение начала года.)

В древности существовали различные способы определения начала Нового года, и точка отсчета была для всех зримой и понятной. В основном эти точки отсчета распределялись по двум важнейшим сельскохозяйственным периодам – весеннему и осеннему. "Народы древности часто принимали во внимание только период земледельческих работ и пренебрегали остальным временем естественного года" (Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975, с. 40).

Для христиан византийской традиции наибольшее значение имели два стиля: сентябрьский, с точкой отсчёта эры («эпоха эры») от 1-го сентября 5509 года до н. э., и мартовский в двух вариантах: сначала с 21-го (с весеннего равноденствия!), а затем с 1-го марта 5508 года до н. э. Эта популярная мартовская эра называлась константинопольской и древнерусской. Она использовалась у нас до 1492 года, когда в приказном порядке перешли только на сентябрьский стиль, по которому Православная Церковь живет до сих пор. До этого наши летописцы свободно использовали все стили, поэтому перевод их датировок на современный "календарный язык" – зачастую почти неразрешимая головоломка.

В Европе также использовались различные календарные стили. В консервативной «доброй старой Англии», например, вплоть до 1753 года (!) использовали так называемый "благовещенский стиль" – Новый год начинался со дня этого праздника (то есть с 25-го марта).

Когда-то в Древнем Риме новый год встречали в марте, на что указывает и само название нашего последнего месяца года: децембер (в переводе с латинского это значит "десятый"!) – архаизм, давно не соответствующий его реальному месту в календаре. Но мы так привыкли к подобным историческим несуразностям, что просто их не замечаем.

Впрочем, уже со 153 года до н. э. доцезаревский римский календарный год начинался с 1 января, поскольку с этого дня вступали в должность римские консулы («менялась власть»!). Так, в календаре из города Пренесты под 1 января отмечается: «Annus novus incipit quia eo die magistratus ineunt, Новый год начинается (в этот день), потому что в этот день магистраты вступают в должность». В 46 году до н. э. знаменитый римский полководец, верховный жрец и писатель Гай Юлий Цезарь ввёл свой знаменитый календарь ("юлианский") и окончательно утвердил начало года с 1 января (его календарь «заработал» с 1 января 45 года до н. э.). Именно при Цезаре под влиянием астрологии праздник Нового года приобрёл самостоятельное значение временной отметки начала года и, таким образом, положил начало нашему гражданскому году и новогодним праздникам.

Новый год по этому "политическому" январскому стилю (одновременно с эрой от Рождества Христова) ввёл у нас в декабре 1699 года реформатор Петр Великий. К сожалению, ему не удалось одновременно ввести и григорианский календарь, который был принят лишь в 1918 году, – но только для гражданского употребления. Русская Церковь до сих пор хранит верность календарю Юлия Цезаря, отстающему сейчас (в XX—XXI вв.) от астрономического времени на 13 дней. Поэтому сегодня (1 января) в церковном календаре ещё только 19 декабря.

Впрочем, о календарных гримасах мы ещё будем говорить.

А сейчас хочу поздравить всех с наступающим Новым – уже 2015-м! – годом.

Будем надеяться, что он станет «менее интересным» для историков в отрицательном смысле (готов поступиться профессиональными интересами!) – пусть произойдет в нём меньше трагедий и потрясений!

Литература: Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. I. Введение в церковную историю. СПб., 1907; Климишин И. А. Календарь и хронология. М., 1985; Куликов С. Календарная шпаргалка для верующих и неверующих, любителей истории, журналистов и президентов. М., 1996. Рубан Ю. Календарь для человека или человек для календаря? Когда мы празднуем Рождество Христово // Санкт-Петербургский Церковный вестник. 2005. № 12, с. 34–37.

Ю. Рубан