Таинство крещения

Что такое Крещение?

Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду и при призывании совершающим крещение имени Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую. Тем самым крещаемый вводится в Церковь и становится ее членом.
Уже самое определение Таинства Крещения говорит о том, что оно связано с коренным переломом в жизни человека. Стать христианином — это не значит переменить убеждения или даже образ жизни, это значит решительно переродиться, стать новым человеком. Слова Господа, что зерно не оживет, если не умрет (см. Ин. 12, 24), или: «Кто не несет креста своего... не может быть Моим учеником» (Лк 14, 27), или сказанное Никодиму: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5), не остаются без свершения. Священная история, как и история христианства, знает множество примеров, начиная с апостола Павла, когда уверовавшие во Христа, а потом крестившиеся становились действительно новыми людьми.
Духовное рождение означает, что человек перестает жить для себя, а начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом и для себя полноту жизни. Обращение ко Христу совершенно меняет центр интересов. Такое обращение бывает иногда мгновенным или же постепенным. Крещение взрослых является результатом свершившегося в них духовного переворота, и благодать Таинства его освящает и закрепляет; а при крещении детей, хотя они еще и не имеют сознательной веры. В них тоже всевается семя благодатной жизни, приводящее впоследствии к полному перерождению крещеного при. условии надлежащего христианского воспитания.
В Крещении человек освобождается от проклятия как от последствия греха и ему возвращается благословение вхожие. До Крещения сатана через грех властвовал над человеком, как над своим рабом. Грех жил в сердце человека, как яд. С Крещением человека насилие сатаны прекращается. Теперь он может действовать только извне, обманом, обольщением, но не насилием. В Крещении яд греха измывается; душа просвещается и освящается. Крещающийся получает силу побеждать грех, стоять за истину и правду до смерти. Это обновление человека недоступно для наблюдения внешними чувствами. Благодатной силы его нельзя видеть глазами, осязать руками. Неуловимая для внешнего наблюдения вначале, таинственная сила Крещения обнаруживается в последствиях. Как в растительных семенах невозможно видеть и осязать жизненной силы до тех пор, пока они не прозябнут, так и семя благодати, подаваемое в Таинстве Крещения, бывает заметно тогда, когда оно даст благодатную поросль в душе крещаемого.
Для достойного принятия Крещения нужны вера и полное покаяние, отказ от прежней своекорыстной жизни, понимание связанности ее с действием злых духов и отречение от них. Крещение младенцев практиковалось с древних времен. От них, конечно, нельзя ожидать веры и покаяния, но их крестят в силу веры их родителей и восприемников, на которых лежит святая обязанность научить крещаемых истинам веры и помочь им возродиться для новой жизни. Мы молимся за детей и верим, что по нашим молитвам Господь сможет даровать им различные блага. Можно ли поэтому сомневаться, что подаваемая детям, по молитвам Церкви в Таинстве Крещения благодать принесет должные плоды? Знаем мы, что и Сам Господь пустил детей приходить к Себе (см. Лк. 18, 15 — 16) и святой Иоанн Креститель прославил Господа во чреве матери.
В то же время все христиане должны понимать, что данный в Таинстве Крещения талант, залог жизни приумножается путем личных усилий, иногда подвигом всей жизни. Иными словами, мы ц не должны забывать данные при Крещении обеты. Тем не менее уже при самом принятии Святого Крещения в крестившемся совершаются неизгладимые перемены: он освобождается от власти первородного греха и сатана изгоняется из его сердца. Хотя возможность скушать за диаволом остается, но он становится как бы внешним человеку. Некрещеный человек в силу первородного греха, в сущности, не может не грешить, а крещеный, хотя и может грешить, но властен не грешить.

Оглашение

Крещение есть Таинство, включающее человека в Церковь путем усыновления его силой Христовой Богу Отцу. Таким образом, Крещение есть общее дело и торжество Церкви. В древности оно приурочивалось чаще всего к величайшему христианскому празднику Святой Пасхе и совершалось торжественно в собрании верующих в храме. Приготовление ко Крещению, мучение вере или оглашение, происходило тоже в маме. В настоящее время эта общецерковная забота готовящихся ко Крещению сохранилась в молитвах них на литургии оглашенных; ныне лишь чтение паремий и еще некоторые особенности службы Великой Субботы напоминают о прежнем обычае крестить в день Пасхи.
Оглашение как заключительный акт приготовления ко Крещению, бывшее прежде отдельным обрядом, ныне непосредственно предшествует Крещению. к как в христианской Церкви крещаются взрослые и младенцы, первые — по своей вере, а вторые — по вере родителей и восприемников, то и оглашение тех и других бывает неодинаковым. Все символические священнодействия этого обряда имеют глубокое действенное значение. Взрослый человек прежде всего испытывается Церковью в искренности своего намерения. Для этого он приводится к вратам храма, где Церковь встречает его молитвою об искреннем обращении к Богу, внушает пением псалма, 33, яко благ Господь, и поучает, что для спасения необходимо соблюдение святой православной веры. Тогда крещаемый изъявляет свое твердое желание принять православную веру и пребыть до смерти в послушании ей, в доказательство чего смиренно преклоняет колена, крестообразно сложив руки. При знаменовании его крестным знамением и молитве ему нарекается христианское имя. Этими молитвами и священнодействиями взрослый крещаемый отделяется от общества неверующих и вводится в состояние оглашения, в котором он изучением Символа веры, молитвы Господней и заповедей, а также постом и молитвою и наконец исповеданием грехов (при чем разрешения их, однако, не получает); готовится к Святому Крещению. Символ веры содержит все христианские истины, которые в древности люди знали до крещения, а в наши дни обычно изучаются после Крещения в курсе Закона Божия. Ответственность за это обучение берут на себя восприемники, и они совершают тягчайший грех, если забывают об этом.
По достаточном наставлении и утверждении в истинах веры, взрослый крещаемый снова приходит пред врата храма, и Церковь встречает его пением восьмого псалма, внушающего, как достойно хвалы имя Божие. Затем над ним совершается первое оглашение. Крещаемый подробно исчисляет заблуждения своей прежней веры, отрекается от них и снова выражает желание сочетаться Христу. Во втором оглашении крещаемый произносит подробное исповедание догматов православной веры и сопровождает его клятвенным подтверждением, что он отрицается прежних своих заблуждений не ради беды, или нужды, или страха, или нищеты, или долга, или прибытка, или лести, но единственно по убеждению в истинности и спасительности веры христианской. После этого Церковь молит Господа дать присоединяемому часть и жребий в ее недрах.
Третье и последнее оглашение над взрослыми то же самое, которое совершается и над младенцами.
Теперь крещаемый без различия возраста, поставляется перед вратами храма в одной рубашке, препоясан, с непокрытой головой, босиком в ознаменование готовности совлечься ветхого, греховного человека и облещись в нового человека, созданного по Богу и правде в преподобии истины. Он обращен лицом на восток для выражения желания соединиться со Христом и имеет руки, опущенные книзу, для обозначения полной готовности подчиниться Христу. Священник дует на лицо оглашенного трижды для отгнания от него духа нечистого, знаменует крестным знамением чело и перси его трижды и налагает руку на главу его, показывая тем, что теперь крещаемый составляет достояние иной власти и есть новоизбранный воин Христов. После этих символических действий священник читает молитву, в которой просит Господа присоединить orлашенного к стаду наследия Божия и всегда призирать Его милостью.
Затем читаются молитвы заклинательные, называемые запрещениями, так как в них священник именем Бога всемогущего, страшного и славного и силою спасительной смерти Иисуса Христа запрещает Диаволу касаться новоизбранного воина Христова. Христиане по личному духовному опыту знают, какова сила носителя зла — диавола, активно борющегося с добром. После заклинания священник молит Бога принять крещаемого в пренебесное Свое Царство, присоединяя к этой молитве троекратное прошение об изгнании всякого духа лукавого и нечистого, сокрытого и гнездящегося в сердце крещаемого, и сопровождая его символическим дуновением на его уста, чело и перси. Заклинание сатаны по слову Господню: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк 16, 17), открывает крещаемому возможность вступить в брань с удаленным из него врагом, а последующее добровольное отречение от сатаны есть бросаемый ему вызов.
Это отречение, как внутреннее состояние крещаемого, для большей выразительности сопровождается внешними действиями — обращением на запад, к стране князя тьмы, и поднятием рук на врага — и заканчивается дуновением и плюновением, как выражением проклятия диаволу и полного презрения к нему. С этого момента крещаемый становится уже воином Христовым и до самой смерти будет вести борьбу с духом зла, который, в свою очередь, не забудет брошенного ему вызова и будет жестоко бороться с христианином. Эту борьбу вел уже за нас всех Богочеловек Иисус Христос, и она увенчалась Его полной победой. В противоположность отречению от диавола и вслед за ним крещаемый сочетавается Христу посредством троекратного исповедания веры, сопровождая это символическим обращением на восток и опущением рук и заключая поклонением. Поэтому, имея помощником Самого Господа Победителя, христианин никогда не должен унывать в своей духовной борьбе. Заканчивая оглашение, священник читает молитву, в которой просит Господа удостоить оглашенного Святого Крещения.

Последование Святого Крещения

В состав последования Святого Крещения входят:

Освящение воды.
Помазание святым елеем.
Троекратное погружение крещаемого в воду.
Облачение его в белую одежду.


Освящением воды начинается совершение крещения. Оно состоит из великой ектеньи, к которой, кроме обычных прошений, прилагаются моления об освящении воды и о самом крещаемом, и двух молитв, из которых в первой совершитель Таинства сам, сознавая свое смирение и недостоинство, просит Бога укрепить его для совершения великого и пренебесного Таинства, а во второй испрашивает наития Святого Духа на воду для сообщения ей, благодати избавления.
При троекратном возглашении слов молитвы: «Да сокрушатся под знамением образа креста Твоего вся сопротивныя силы», — священник троекратно знаменует воду крестным знамением и дует на нее, символически выражая действие освящения. Освящение воды оканчивается троекратным крестообразным помазанием ее елеем, освящаемым в то же время посредством особой молитвы. Этому помазанию в самой молитве усвояется знаменование примиряющей силы, которую получает освященная для Таинства Крещения вода. Пред самым погружением священник помазывает крестообразно главные части тела крещаемого. Освященный елей, которым во время Таинства помазуется сперва вода, а потом крещаемый, есть символ исцеления и здоровья, примирения и мира.
По цели и внутреннему смыслу это помазание есть привитие дикой маслины (крещаемого) к плодоносной маслине (Христу) и указывает, что теперь все следы диавольского влияния на крещаемого сглажены. Оно указывает также на совершенное приготовление крещаемого к подвигам борьбы за Христа, подобно тому как борцы у древних гpeхов прежде, нежели начать состязание, натирались маслом. Подробнее знаменование помазания отдельных частей тела указывается в словах (см. Требник), произносимых при каждом помазании.
После помазания елеем совершается троекратное погружение крещаемого в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий (или раба Божия) во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святаго Духа, аминь».
Это действие есть важнейшее в Таинстве Крещения, "так что при неправильном совершении его (через единократное погружение и без раздельного призывания всех Лиц Пресвятой Троицы) и самое крещение считается неправильным. По объяснению толкователей, троекратное погружение в воду имеет отношение к таинству Пресвятой Троицы (Тертуллиан, свт. Василий Великий). Сойдя во Йордан, Господь Иисус Христос освятил воды и с ними все стихии и всю материю мира. С этого события вся природа стала вновь способной получать благодатные дары и быть в некоторой мере хранилищами благодати. В этом — основание для освящения воды и других стихий и предметов. Вода была издревле символом очищения, а погружение в нее — символом покаяния. Наряду с этим, как необходимая для жизни, была она и символом жизни. Избрав воду для совершения Таинства Крещения, Господь придает символам, с нею связанным, действенную силу. По словам святого Кирилла Иерусалимского, вода по освящении становится для крещаемого «гробом и матерью». Гробом потому что, войдя в купель, человек в подобии соединяется со смертью Христовой; матерью потому, что через крещальную смерть совершается его новое рождение.
В следующих за погружением обрядах наглядно выражается, с одной стороны, благодатная сила крещения, с другой — духовная радость и торжество как Церкви о приобретении нового члена, так и самого крещаемого. По выходе из крещальной купели новокрещаемый приветствуется Церковью пением 31-го псалма, в котором изображается истинное блаженство человека, которому Господь не вменит греха. Для выражения той же радости Церкви, так и новокрещаемого и духовной чистоты последнего, полученной им в Крещении, на него надевается белая одежда, которая в произносимых при этом облачении словах называется ризою правды. Тогда же на шею новокрещаемого возлагается крест в знак веры в победу Христа и во всегдашнее напоминание о новом служении и крестном последовании Господу Спасителю.
Наконец, новокрещенному дается возжженный светильник, который знаменует свет веры и славу будущей жизни и с которым верующие, как чистые и девственные души, должны встречать Небесного Жениха.
По окончании этих действий священник читает молитву, которая служит переходом к Таинству Миропомазания, так как в ней выражается, с одной стороны, благодарение за благодатное возрождение новокрещаемого, с другой — моление о даровании ему печати миропомазания) и об утверждении его в духовной и благодатной жизни.
В случае крайней нужды крещение может совершить тем простого погружения в воду (или даже путем кропления), при произнесении крещальных слов, каждый православный христианин в силу принадлежности его к «царственному священству», то есть к Церкви. Святая Церковь знает также Крещение кровью, когда не успевший креститься человек запечатлевает свою верность Христу мученической смертью (например, сороковой мученик Севастийский).

Почему младенцы не лишаются Святого Крещения?

Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Мк. 10, 14.

В наше время родители и крестные часто бывают смущаемы возражениями сектантов о неправомерности крещения младенцев. Все их доказательства сводятся, в сущности, к тому, что нельзя крестить того, кто не может веровать.
Неужели благодать Божия не сильна подействовать на младенцев, которые не могут веровать сознательно? Евангелисты Лука, Матфей и Марк изображают нам трогательную картину благословения Господом детей: «Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним» (Лк 18, 15), «чтобы Он возложил на них руки и помолился» (Мф. 19, 13). Что же побуждало родителей приносить детей к Божественному Учителю? Конечно вера, что Его благодатное прикосновение.к их детям низведет Божие благословение на главы невинных малюток. И по вере их было так Когда же ученики не допускали приносящих, Господь, как замечает святой Марк, вознегодовал: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10, 14).
Мы знаем из Святого Евангелия такие примеры, где благодать Божия действовала ради веры других людей. Так, Иисус Христос исцелил расслабленного за веру четверых, принесших его (Мк. 2, 35) бесноватогo Отрока — За веру его отца (см. Мк. 9, 23-25), дочь хананеянки — за веру ее матери (cм. Мф 15,22-28). Святой мученик Иустин живший во II веке, пишет: «Младенцы удостаиваются благ, даруемых через Крещение, по вере тех, которые приносят их ко Крещению. Младенец, конечно, еще не может сам веровать, но верует за него восприемник, веруют родители, верует иерей, совершающий Таинство, и по вере их «благодать Божия освящает и возрождает человеческую душу» Православная Церковь исповедует, что Святой Крещение, совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо, ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь: «Аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие! (Ин. 3, 5).
Поэтому Крещение нужно и младенцам. Блаженный Августин говорит: «Есть предание апостольское, что младенцы спасаются Крещением»; «Церковь дает младенцам ноги других, дабы они ходили сердца, дабы веровали; язык, дабы исповедовали». Святитель Киприан Карфагенский пишет: «Если и великим грешникам, когда они уверуют, даруется отпущение грехов и никому не возбраняется Крещение и благодать, тем более не должно возбранять сего младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, происшедши от плоти Адама, восприял заразу смерти через самое рождение, и который тем удобнее приступает к принятию отпущения грехов, что ему отпущаются не собственные, а чужие грехи. И потому от Крещения и благодати Бога, ко всем милосердого, благого и снисходительного, никого нам не должно устранять, особенно новорожденных младенцев, которые заслуживают преимущественное наше участие и милосердие Божие».
Так учат богомудрые отцы Церкви. Они прямо называют учение о крещении младенцев преданием апостольским. Если же в писаниях апостолов не говорится прямо о крещении младенцев, то это потому, что в те времена не было никаких сомнений в необходимости крестить детей. Крестили целые семейства, крестили целую общину Самарийскую, от мала до велика (см. Деян. 8, 10).
Что побуждает сегодня родителей и восприемников приносить детей ко Крещению? Их вера в силу Таинства Крещения, их любовь к малышам, та же любовь, которая заставляла родителей приносить детей ко Христу для благословения.
Грозное слово осуждения лжеучителей, которые и в наши дни пытаются не допускать детей ко Христу, выражено устами святых отцов на Карфагенском соборе 418 года: «Кто отвергает нужду крещения малых детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею пакибытия (то есть Святым Крещением), тот да будет анафема!»(правило 124).

Почему младенцев следует крестить как можно раньше?

Крещение младенцев полезно для их возрастания. Развитие человеческой души начинается с первых дней жизни. В первый год оно совершается быстрее, чем в последующие. До трех лет дети успевают изучить родной язык и ознакомиться со свойствами окружающего мира. Заботливые родители спешат окружить жизнь новорожденного всеми условиями для правильного физического развития. И для души нужно положить Божественное начало новой жизни в Таинствах Крещения, Миропомазания и Святой Евхаристии. Немудрено, что при такой благодатной помощи младенцы ранее года начинают молиться детской молитвой, а ранее трех лет обнаруживают живую восприимчивость к религиозным истинам.
Поэтому всякая мать должна запечатлеть в своем сердце слова святителя Григория Богослова: «У тебя есть младенец? Не давай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчесте и с юных лет посвящен Святому Духу». С какой минуты в жизни младенца начинается уподобление окружающему злу, трудно определить. Может быть, оно начинается во чреве матери, но, во всяком случае, раньше, чем проблески сознания станут заметными. Уже по одному этому нужно как можно раньше сделать новорожденного сосудом Святого Духа. Крещеный младенец — какая это великая святыня, освящающая самих родителей и все их жилище! Это покровитель дома, хранитель благополучия...

Какова роль восприемников в Таинстве Крещения?

При совершении Таинства Крещения как взрослых, так и младенцев должны быть восприемники. Обычай не присутствовать при Крещении родителям младенца, вероятно, образовался у наших предков по следующим соображениям. Крещение есть духовное рождение. При этом духовном рождении присутствует восприемник, который, по церковному выражению, «в восприятии отрочате творится тому отцом духовным», т. е. плотской отец на этот раз уступает свои права отцу крестному. С канонической же точки зрения этот обычай обязателен только для матери и только в том случае, если Крещение младенца совершается ранее сорока дней после его рождения, т. е. до прочтения над ней молитвы сорокового дня.
При Крещении взрослых роль восприемников состоит в следующем:
Быть свидетелями и поручителями веры и обетов крещаемого и таким образом устранить в их Крещении всякий обман и лицемерие.
Отвечать при Крещении за таких, которые по болезни не могут сами за себя дать ответов (Карфагенский собор, правило 54).
При Крещении младенцев восприемники бывают для того, чтобы произносить вместо них Символ веры и необходимые ответы, а впоследствии научить их вере и нравственности (Требник, «Увещание от иерея к восприемнику»).

Сколько должно быть восприемников?

По древнему церковному правилу, при Крещении младенцев необходимым считался только один восприемник — мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола (Большой Требник, 5 гл., «зри»). Правило о «бытии при Крещении одному восприемнику» принадлежало первым векам христианства и строго соблюдалось в Церкви Восточой и Западной до IX века. В наше время широкое распространение получил обычай быть при Крещении двум восприемникам: крестному отцу и крестной матери. Самым чином Таинства Крещения предполагается очное присутствие восприемников при его совершении. Как исключение, восприемница для мальчика и восприемник для девочки могут быть избраны заочно. В случае крайней нужды Крещение может быть совершено и без восприемника или его может заменить сам ященник, совершающий Крещение.

Кто может быть восприемником?

Восприемниками могут быть лица православные и знающие православное вероучение или, по крайней ре, его основы. От восприемника требуется, чтобы он знал Символ веры и читал его при Крещении. Только православные восприемники или восприемницы имеют церковное значение. Их имена воспоминаются в молитвах и вносятся в свидетельства о Крещении. Восприемник «представляет собою лицо крещаемого и за него обеты Богу, творит, Символ исповедует и обязан восприемного сына наставить вере и закону Божию, чего не могут учинить ни невежа в вере, ни иноверный». Согласно с практикой древней Церкви, как иноверцы никогда не допускаются к восприемничеству, так и православному неприлично быть восприемником детей у иноверных родителей, исключая те случаи, когда дети крестятся в православную веру.
Не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники (Требник Петра Могилы). Например, не бывшие по нерадению у исповеди и Святого Причастия 5 — 10 лет не могут дать руководства и назидания в жизни своим крестникам. Не могут быть восприемниками малолетние, так как еще неспособны к делу учительства и нетверды в разумении веры и силы Таинства (кроме тех случаев, когда совершенно невозможно иметь совершеннолетнего восприемника).
Древняя Русская Церковь не знала такого правила, которое бы устраняло монахов от восприемничества. Известно, что крестными отцами наших русских великокняжеских и царских детей были большей частью монахи. Только впоследствии монахам было воспрещено восприемничество потому, что оно вовлекает монаха в общение с миром (Номоканон при Большом Требнике).
Родители не могут быть восприемниками от купели Крещения собственных детей. Женщине, находящейся в обычном очищении, неудобно быть восприемницей. В таких случаях можно отложить Крещение или же пригласить другую восприемницу.
Церковные правила не запрещают быть восприемниками одного и того же младенца родным брату и сестре, а также отцу с дочерью или матери с сыном. В настоящее время священники не допускают мужа и жену к совместному восприемничеству одного и того же младенца, тем более что среди большинства мирян такое восприемничество считается непозволительным.
Чтобы не допустить нарушений существующих правил относительно восприемников, священник обычно заранее узнает от родителей, кого они желают иметь восприемниками для своих детей.


Молитва ко Господу Иисусу Христу о крестниках

Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на крестниках моих (имена), сохрани их под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от них всякаго врага и супостата, отверзи им уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцам их. Господи, все мы создание Твое, пожалей крестников моих (имена) и обрати их на покаяние. Спаси, Господи, и помилуй крестников моих (имена), и просвети их ум светом разума Святаго Евангелия Твоего, и настави их на стезю заповедей Твоих и научи их, Спасе, творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш.
Молитва к Божией Матери об обращении заблудшего крестника.

(свт. Гавриила Новгородского)




О Всемилостивая Госпоже, Дево Владычице Богородице, Царица Небесная! Ты рождеством Своим спасла род человеческий от вечнаго мучительства диавола, ибо от Тебя родился Христос, Спаситель наш. Призри Своим милосердием и на сего (имя), лишенного милости Божией и благодати, исходатайствуй Матерним Своим дерзновением и Твоими молитвами у Сына Твоего, Христа Бога нашего, дабы ниспослал благодать Свою свыше на сего погибающаго. О Преблагословенная! Ты надежда ненадежных, Ты отчаянных спасение, да не порадуется враг о душе его! Молитва к Ангелу хранителю за детей Святый Ангеле хранителю моих чад (имена), покрый их твоим покровом от стрел демона, от глаз обольстителя и сохрани их сердце в ангельской чистоте. Аминь.


Молитва к Божией Матери за детей

О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещеных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их в страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим. Матерь Божия, введи меня во образ Твоего небесного материнства. Уврачуй душевные и телесные раны чад моих (имена), моими грехами нанесенные. Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству. Аминь.

Молитва о детях

(преподобного Амвросия Оптинского)



Господи, Ты Един вся веси, все можешь и всем хощеши спастись и в разум истины прийти. Вразуми детей моих (имена) познанием истины Твоея и воли Твоея святыя и укрепи их ходить по заповедям Твоим и меня, грешную, помилуй.