УСПЕНИЕ – ПРОСТО "СОН"

28 августа (15 августа по ст. ст.)

Дни памяти христианских святых – как правило, дни окончания их зе­м­ной жизни. Среди них исключительное место занимает день расставания с жизнью Девы Марии. Отсюда и двоякая тональность праздника: понят­ная человеческая скорбь сочетается с радостной уверенностью в том, что смерти как уничтожения и небытия просто не существует. На это указы­ва­ет и славянское название: "Успение" – это просто "Сон", за которым следу­ет пробуждение и слава. Поэтому Католическая Церковь называет празд­ник "Ассумпцио" – "Принятие Богоматери в небесную славу".

О земной жизни Девы Марии известно мало: канонические Евангелия говорят о Ней только в связи с Ее Сыном. Известно, что умирающий Христос просил Ее усыновить Своего любимого ученика – св. Иоанна Богослова. Наконец, Книга Деяний Апостольских говорит о Ее пребывании среди апостолов в еврейский праздник Пятидесят­ницы, ставший для нас Днем Святой Троицы. (Вспомним великолеп­ные полотна Эль Греко и других мастеров.) Последующая жизнь Богоматери описана только в апокрифических источниках, не вошедших в Библию и не имеющих догматического авторитета.

Одно из преданий свидетельствует об участии Девы Марии в распределении между апостолами земель, куда им надлежало отправиться для проповеди. По жребию Ей выпала Иверия (Грузия), с которой Она впоследствии оказалась таинственно связана через Иверскую икону Божией Матери. Но ангел указал Ей иной путь – на Афон (северо-восток Греции), и эта Святая гора стала позднее мировым центром православного монашества, местом особого почитания Богоматери.

По другому, исторически более достоверному, преданию, Дева Мария тихо жила в доме Своего названного сына, апостола Иоанна Богослова, – в Иерусалиме и Эфесе (на западном побережье Малой Азии), деля время между молитвами и трудами рукоделия, и посещала места, относящиеся к земной жизни рано ушедшего от Нее Сына.

События последних дней, непосредственно связанные с Успением Богоматери, символически воспроизводят важнейшие моменты Ее жизни. Новым Благовещением становится возвещение архангела Гавриила о близкой кончине, а принятие Марии вместе с телом в "небесную славу" – новым Введением во Храм. Как некогда Богоматерь держала на руках младенца Христа, так теперь Ее Сын, спустившийся с небес к смертному одру, принимает на Свои руки маленькую и хрупкую душу Марии, родившуюся в новую жизнь. Такой, в виде спеленатого младенца, изображается Ее душа на православных иконах праздника.

Вскоре наступает кульминация: разлученная с телом душа Богоматери вновь чудесно с ним воссоединяется, и следует уход воскресшего тела в потусторонний мир. Апостолы, собравшиеся в Иерусалим для Ее погребения со всех концов Вселенной, раскрыли на третий день гробницу для запоздавшего апостола Фомы. И этот апостол, некогда усомнившийся в Воскресении Христа, теперь сам возвестил товарищам о воскрешении Его Матери: желая поклониться телу Марии, он нашел в пещере одни лишь погребальные пелены.

Время Успения Девы Марии неизвестно. Очевидно лишь, что оно последовало до первых гонений на христиан, развязанных безумным императором Нероном в 64 году. Древнехристианская традиция указы­вает гробницы Девы Марии, Ее родителей Иоакима и Анны, а также Иосифа Обручника в Гефсиманском саду, в восточной части Иерусалима.

Представление о телесном вознесении Богоматери на Небо разде­ля­ют христиане и Православной, и Католической Церквей. Отсутствующий в Православии торжественный момент увенчания (коронования) Девы Марии как "Царицы Небесной" Иисусом Христом – излюбленный сюжет западной религиозной живописи, хорошо знакомый посетителем Эрми­та­жа. Успению Богоматери посвящены многие храмы Востока и Запада, в том числе ранее главный приходской храм Руси – Успенский собор Мос­ков­ского Кремля. Название праздника отразилось также в одной из са­мых распространенных на Руси "священнических" фамилий – Успенские.

Символично, что Успение – последний "двунадесятый" праздник православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября по новому стилю). А первым общехристианским праздником Нового года станет Рождество Богоматери (21 сентября н. ст.).

Литература: Скабалланович М. Успение Пресвятой Богородицы. Киев, 2004; Рашковский Е. Б. "С высоты Востока...". М., 1993, с.71–77.

Ю. Рубан

Из богослужения праздника:

Тропарь

Богородица, Ты при рождении Христа сохранила девство и после смерти не оставила мира;

Ты перешла к жизни, так как Ты – Мать Жизни, и Своими молитвами избавляешь от смерти наши души.

Кондак

Богородицу, неутомимую в молитвах и непоколебимую на­де­жду в ходатайствах, гроб и смерть не удержали,

ибо Вселивший­ся в Ее вечнодевственную утробу переселил Ее к жизни, потому что Она – Матерь Жизни.

Величание

Прославляем Тебя, Пренепорочная Матерь Христа Бога нашего, и хвалим всеславное Твое успение.



[1] Братья и сестры! Задумайтесь, почему Православная Церковь установила на праздник Успения, как и на остальные Богородичные праздники, именно такое Апостольское чтение? Ведь в нем нет ни слова о самой Богоматери. Ваши вопросы адресуйте на наш храмовый сайт: : http://www.bcex.ru.