РЫЦАРЬ ВЕРЫ



22 октября (9 октября по ст. ст.)

 

Путешествие по страницам православного календаря увело нас далеко – почти за две тысячи лет до Рождества Христова. 22 октября (9‑го по старому стилю) здесь значится память "праведного Авраама праотца и племянника его Лота". Повесть об Аврааме открывает собой историю народа Божия и читается в первой книге Библии.

«И сказал Господь Аврааму: "Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое"» (Быт 12:12). Здесь – переломный момент в духовной истории человечества.

Смысл призвания Авраама, жителя знаменитого шумерского города Ура (на­званного в Библии "Уром Халдей­ским"), определяется тем, что некогда в нём "благословятся все племена земные" (Бытие 12:13). Он и его будущий народ избираются как представители всего человечества, единого по крови и отно­шению к нему Бога, избираются на служение всему человечеству.

 Из Месопотамии Авраам идет в стра­ну Ханаанскую, ставшую для него и бу­ду­щих потомков Землей Обето­ванной ("обещанной" Богом), и живет здесь, ко­чуя вдоль Средиземного моря. Местные жители называют его "евреем", т. е. "переселенцем из-за реки " и относятся с почтением. Авраам прини­мает участие в разгроме карательной экспедиции месопотамских царей, освобождает пленённого Лота и получает благословение Мелхиседека, являюще­гося прообразом самого Христа. Торжественное заключение союза ("завета") Бога с Авраамом, названного позднее – с приходом Христа и исполнением обетований – "старым" (ветхим), становится началом пути к новому союзу-завету. Его телесное знамение – обрезание, а знак обещания потомства – перемена имени: вместо Аврам ("великий по отцу") – Авраам ("отец множества", то есть "отец многих народов").

Авраам раскидывает шатер у дубравы Мамре (близ Хеврона) и принимает здесь Трех Странников, изображаемых обычно в виде ангелов, что истолковывается как прикровенное явление Святой Троицы. Этот эпизод его жизни породил замечательный иконогра­фический тип "Троицы ветхозаветной", вершиной которого стала "Троица" кисти Андрея Рублева. Ангелы между тем спасают Лота, живущего в Содоме, – единственного нормального в городе человека (все остальные – представители "сексуальных меньшинств"), и павший с неба огонь уничтожает это место нравственной заразы. (Интересно, что бы они сказали, оказавшись сейчас в нашем городе и пройдя по некоторым ночным клубам?!)

Сначала рождается Измаил от служанки Агари (родоначальник арабов), а потом и законный наследник Исаак от престарелой Сары. Мальчик подрос, и вдруг последовало последнее, неимоверное испытание веры старца: он должен принести Исаака в жертву! Авраам заносит нож над отроком, но ангел отводит его руку (вспомним эрмитажное полотно Рембрандта). Так выясняется сущность понятия "вера": это не философская вера в Бога (сомнение в Его бытии возможно в одном случае, смотрите Псалом 13:1), а вера Богу – верность и доверие. Вскоре умирает Сарра, и Авраам покупает для ее погребения пещеру Махпеле и клочок земли, а затем сам получает упокоение в этой родовой гробнице.

"Жил-был человек, который в детстве слышал прекрасную повесть о том, как Господь испытывал Авраама, и как Авраам выдержал испытание, сохранив веру. Став постарше, человек этот сам прочел ту же повесть с еще большим восхищением. И чем старше становился он, тем чаще его мысли обращались к этой повести, тем больше он восторгался ею и в то же время все меньше и меньше понимал ее", – писал о себе самом Сёрен Кьеркегор, назвавший Авраама "Рыцарем Веры". Путь жизни каждого духовно развитого человека перерезает когда-нибудь Рубикон, и без обращения к истории Авраама ему не обойтись.

Лит.: Щеголев Н. Призвание Авраама и церковно-истори­ческое значение этого события. Киев, 1873; Старкова К. Б. "Странствие Авраама" (1Q Gen Ap XXI, 820) // Палестинский сборник. Л., 1986. Вып. 28 (91). С. 6973; Кьеркегор С. Страх и трепет. Л., 1991.

Ю. Рубан