РУССКИЙ САМСОН И СВЕЙСКИЙ ЛЕВ

Жарко! Прочь из пыльного города! Едем в Петергоф! Здесь можно бродить по аллеям и созерцать зыбкую радугу, рождаемую мощной струей хрестоматийного фонтана. Мускулистый атлет без устали разрывает отверстую пасть грозного льва, не оставляя ему шансов сомкнуть страшные клыки. Монотонно, как на испорченной пластинке, звучат слова экскурсоводов о Самсоне... Возникает вопрос (не знаю – у многих ли?): почему мощь России олицетворяет древнееврейский силач, а не Геракл или Илья Муромец, что было бы, казалось, не в пример логичнее? Причиной тому – знамена­тельное календарное совпадение.

27 июня (8 июля по н. ст.) 1709 года стал днем "главной баталии" под Полтавой, – и "непобедимые господа шведы скоро хребет показали, и от наших войск с такою храбростию вся неприятельская армия (с малым уроном наших войск), кавалерия и инфантерия весьма опровергнута..." "Ныне уже совершенно камень во основание Санкт-Петербурга положен с помощию Божиею", – с полным правом заявил вечером торжествующий "славную викторию" русский победитель.

В церковном календаре в этот день – память византийского святого преподобного Сампсона Странноприимца (VI в.), известного своей благотворительностью. Но имя свое, немного измененное (дополненное буквой "п") он явно получил в честь библейского Самсона, также невольно воспоминаемого в этот же день[1]. Среди подвигов этого эпического богатыря (еврейское имя Шимшон значит "Солнечный"), описанных в ветхозаветной Книге Судей (13–16 глл.), выделяется встреча со львом, которого он, ещё будучи юношей, голыми руками "растерзал как козленка".

Геральдическим же знаком гордого и "непобедимого" Карла XII был как раз лев, – и блестящая аналогия напрашивалась сама собой. "Царь Петр, яко (как) древний Самсон, свирепого льва свейского (шведского) совершенно растерзал!" – восклицали льстивые придворные витии.

Вернувшись осенью в Петербург, благодарный царь "в погребение странных и пришельцев заложил церковь святого Самсона, – пометил в своей "Истории Петра" А. Пушкин. Это – всем известный собор Сампсона Странноприимца на Выборгской стороне, один из первых в Петербурге. В 2000 году, после длительной реставрации, он вновь распахнул двери для прихожан и экскурсантов. Его адрес – Сампсониевский проспект, 41; станция метро "Выборгская".

В предыдущие годы по Петербургскому радио можно было услышать, что Русская Церковь празднует память св. Сампсона 8 июля. Это распространенная ошибка! Сейчас церковная память Сампсона-Самсона приходится уже на 10 июля и не совпадает с историческим днем Полтавской баталии, потому что так называемый "церковный" (точнее – "языческий" юлианский) календарь отстал с тех пор от астрономического времени на два дня. В этот же день, 10 июля, – в нарушение хронологии и элементарного здравого смысла! – Государственная Дума в 1995 г. постановила отмечать и день "воинской славы России"[2].

Ю. Рубан



[1] Церковная память этого богатыря, условно причисляемого к «судьям Израилевым», – в «Неделю святых праотец (праотцов)» (это предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым).

[2] Но в XXII веке вместе с памятью св. Самсона праздник перейдет на 11 июля, и т. д. Студент-историк на экзамене по Вспомогательным историческим дисциплинам получил бы за такие хронологические пересчёты «неуд». Но «думцы» вне закона?