ОТЕЦ ХРИСТИАНСКОГО МОНАШЕСТВА


 Сегодня, 30 января (17 января по юлианскому календарю) мы чтим память известного египетского (коптского) святого – преподобного Антония, ещё при жизни прозванного «Великим». Он почитается не только за свои личные аскетические подвиги, но и как основатель христианского монашества в качестве особого церковного института. (Впоследствии именно монашеская среда выдвинула множество известных иерархов и богословов – наиболее ревностных защитников догматов.) Вообще же «преподобными» называют всех представителей разряда святых, подвиг которых заключается в их монашеском подвижничестве. В православном богослужении преподобные особо воспоминаются на проскомидии (подготовительной части Божественной Литургии). За них вынимается шестая частица «девятичинной» просфоры.

О юности святого известно очень мало. Он родился ок. 251 года в христианской семье в селении Кома (Средний Египет). В двадцати-летнем возрасте, услышав в храме евангельские слова Спасителя об идеале духовного совершенства[1], Антоний буквально их понял и исполнил: раздал своё имущество и стал упражняться в аскетизме под руководством опытного старца. Затем он оставил учителя и начал самостоятельную жизнь в пустыне, недалеко от Красного моря, проведя в полном затворничестве двадцать лет. С 306 года Антоний начал призывать в пустыню учеников, становившихся, как и он, анахоретами, т. е. "отшельниками", "пустынниками"[2]. Но это отшельничество диктовалось совсем не равнодушием к людским нуждам: известно, что во время гонения на христиан имп. Максимина (311 г.) Антоний появлялся в самых опасных местах, утешая и ободряя верующих. Умер он около 356 года 105-летним старцем.

Житие (биографию) святого Антония написал его младший друг и покровитель Афанасий, архиепископ Александрийский (†373), знаменитый борец с ересью арианства, тоже прозванный «Великим». Изложенный в нём метод нравственного совершенствования через духовную борьбу с дьявольскими соблазнами и ужасающими видениями разрабатывался затем как в монашеской практике, так и в творчестве художников и писателей. Знаменитый французский писатель Гюстав Флобер посвятил жизни Антония Великого большой роман – "Искушение святого Антония". Он переписывал его три раза и назвал "творением всей своей жизни".

Именем Антония Великого названа также распространенная в Средние Века болезнь – "антонов огонь", для исцеления которой обращались к нему с молитвой. С 1095 года существовал благотворительный католический Орден Антонитов (Антонианцев), слившийся в 1774 году с Мальтийским.

Литература: Извеков М. Преподобный Антоний Великий // Христианское Чтение. 1879. Ч. II; Флоренский П. Антоний романа и Антоний предания // Богословский Вестник. 1907. N 1. С. 119–159; Флобер Г. Искушение святого Антония. М., 1936 (собр. соч., т. IV).

Ю. Рубан


[1] Слова Христа, обращенные к богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, ступай, продай всё, что имеешь, и раздай нищим, и будет у тебя сокровище на небесах; а там приходи и следуй за Мною» (Матфей 19:21).

[2] Отшельничество – первоначальная («архаичная») форма христианского монашества. Некоторые представители этого образа жизни доводили своё затворничество до крайности и отказывались от всякого общения с людьми (особенно с женщинами), и даже их несчастные матери, приходившие проститься перед смертью, напрасно плакали у замурованных пещер своих непреклонных сыновей. Они также отказывались принимать священный сан, считая служение в храме «светским» (то есть общественным) занятием, несовместимым с идеалами строгого отшельника. Но уже при жизни св. Антония появляется киновийное (общежительное) монашество, вскоре ставшее доминирующей формой жизни христианских монахов Востока и Запада. Первый общежительный монастырь основал (тоже в Египте, в Фиваиде) преподобный Пахомий Великий († ок. 348 г.).