Отдание праздника Пасхи

23 (10 по ст. ст.) мая в 2012 г.

Апостольское чтение на Литургии

Книга Деяний Апостольских 18: 22–28

[Третье путешествие апостола Павла. Проповедь Аполлоса]

22[Апостол Павел,] высадившись в Кесарии, поднялся [в Иерусалим] и, приветствовав Церковь, ушел в Антиохию. 23Проведя там некоторое время, он отправился в путь, проходя последовательно через страну Галатийскую и через Фригию, утверждая всех учеников.

24Некий иудей, по имени Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Эфес. 25Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанна. 26Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла взяли его к себе и ещё точнее объясни­ли ему путь Божий.

27А когда он захотел пройти в Ахайю, то братья, в поощрение ему, на­писали [тамошним] ученикам, убеждая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уве­ровавшим благода­тью, 28ведь он на­стойчиво разоблачал иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус – это Мессия (Христос).

 

Евангельское чтение на Литургии

Евангелие от Иоанна 12:36–47

[Заключительные обращения к народу перед последней Пасхой]

36«Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света!» – Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. 37Столько чудес сотворил Он пред ними, а они не веровали в Него, 38да сбудется слово пророка Исайи: «Господи! кто поверил слышанному от нас? И сила Господня (букв. рука Господня) кому открылась?» (Ис 53:1)

39Потому и не могли они веровать, что, как вновь сказал Исайя, 40«народ этот ослепил свои глаза и сделал каменными свои сердца: да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис 6:9–10). Это сказал Исайя, потому что увидел славу Его (Бога) и сказал о Нем (Ис 6:1).

42Впрочем, и из начальников многие уверовали в Него; но из-за фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от Cинагоги, 43ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.

44Иисус же воскликнул и сказал: «Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. 45И видящий Меня видит Пославшего Меня. 46Я пришел в мир, как свет, чтобы всякий верующий в Меня не остался во тьме. 47И если кто-то услышит Мои слова и не сохранит их (не поверит), – то Я не сужу его: ведь Я пришел не судить мир, но спасти мир!»

 

Краткий комментарий к Апостольскому чтению

В этом апостольском чтении говорится об окончании второго миссионерского путешествия апостола Павла (осень 52 г.), завершившегося в Кесарии Приморской и Иерусалиме (см. предыдущие главы Книги Деяний), и о начале третьего (весна 53 – весна 58 г). Сначала Павел возвращается в Антиохию Сирийскую, ставшую центром языко-христианской Церкви (то есть центром христиан из бывших язычников, не евреев; центром же иудео-христианства был Иерусалим). Сначала он проходит Галатию, римскую провинцию в центральной части Малой Азии с административным центром Анкира (ныне Анкара, столица Турции), и далее, на Запад, – Фригию (область в центре Малой Азии). Во время этого путешествия Павел на два года задержался в Ефесе (Эфесе), крупнейшем городе римской провинции Асия (западная часть Малой Азии), что способствовало широкому распространению христианства по всей этой провинции. Это произойдет несколько позднее.

Здесь же (Деян 18:24–28) говорится об Аполллосе, иудее из Александрии Египетской, который принадлежал к последователям Иоанна Крестителя и знал лишь «крещение Иоанново» (см. и 19 главу Деяний). По каким-то причинам он еще не был знаком с христианским крещением и преподанием благодати Святого Духа (позднее ставшего миропомазанием), установленными Христом и апостолами. Он «был наставлен в начатках пути Господня», то есть знал только самые первые, исходные истины христианского вероучения. Поэтому сотрудники апостола Павла супруги Акила и Прискилла, с которыми он познакомился в Коринфе (см. о них Деян 18:1–3, 18, 21), оставшиеся в Ефесе, преподали Аполлосу уроки современной им христианской догматики: «ещё точнее изложили ему путь Бога». После этого Аполлос, получив рекомендательные письма, отплыл с проповедью в Ахайю – римскую провинцию, включавшую в себя южную часть Греции (административный центр Ахайи – Коринф). Там он успешно проповедовал.

 

Отдание Пасхи и канун Вознесения

Сегодня утром, в среду шестой недели (седмицы) по Пасхе, совершается «отдание» этого величайшего христианского торжества. «Отданием» называют последний день праздничного периода, отмечаемого торжественным богослужением, после которого литургическое (богослужебное) воспоминание праздника прекращается. Умолкают и ставшие уже привычными за сорок дней приветственные возгласы Христос воскресе! – Воистину воскресе! Во время пасхальной Литургии, когда в последний раз звучат радостные пасхальные песнопения, выходит из храма крестный ход, чтобы снова повториться лишь по истечении бесконечно долгого – и одновременно столь краткого – года, ждущего нас впереди.

Поскольку, по библейской традиции, день начинается с вечера, то уже се­годня начинается торжество другого праздника пасхального цикла – Вознесе­ния Господня. Вечером, в «канун» праздника, совершается так называемое «Всенощное бдение», состоящее из трех служб суточного цикла – Вечерни, Утрени и Первого Часа. (У греков это монастырское по происхождению бого­служение именуется Агрипниа, букв. «бессонное», «бодрствование», что напоминает о совершении его древними монахами всю ночь – от заката и до восхода солнца. В нашей приходской практике «Всенощная» продолжается около трех часов и не соответствует названию.) А завтра утром, в день праздника Вознесения, служится Божественная Литургия – главное христи­анское богослужение, по отношению к которому «нетаинственные» службы суточного цикла являются лишь подготовительными и назидательными.

Юрий Рубан, канд. ист. н., канд. богословия