АВГУСТОВСКИЕ «СПАСЫ»

Август богат календарными воспоминаниями. Некоторые приобрели общекультурный характер и знакомы всем, даже не слишком церковным людям. В первую очередь это относится к так называемым "Спасам". Беда лишь в том (и это не единственная «беда»), что в церковном календаре таких названий нет! При этом Первый Спас (1/14 августа) именуется в народе «медовым», Второй (6/19 августа) – «яблочным», а Третий (16/29 августа) – «ореховым», «хлебным». Славянское слово «Спас» (Спаситель) – одно из богословских имен Иисуса Христа, Которому посвящены и многие другие праздники. Совершенно очевидно, что основа церковных торжеств – не сельскохозяйственная и тем более не кулинарно-гастрономическая, а потому эти фольклорные названия не имеют к ним никакого отношения. Постараемся понять – какие же реальные события скрыты за «Спасами»? Сначала – о первом из них.

Первый Спас

Этот праздничный церковный день (14 августа по новому стилю) совмещает в себе несколько знаменательных событий.

Изнесение Креста

Первое праздничное воспоминание – это «Изнесение Животворящего Креста Господня». За этим названием стоят жизненные реалии давних лет. Дело в том, что в столице Византии, Константинополе, в связи с частыми в августе болезнями, существовал обычай носить крест по улицам и дорогам, как бы преграждая путь невидимо крадущейся пагубе. Накануне праздника драгоценный крест, включавший в себя сохранившиеся частицы дерева Голгофского Креста, торжественно переносили из царской сокровищницы в главный собор Империи – храм Святой Софии, и полагали на престоле. С этого дня и до Успения Богородицы, в течение двух недель, по всем улицам города проносили крест в процессии, а затем вновь возвращали в императорские палаты. К этому обычаю присоединился еще один – освящение воды, которое происходило в придворной церкви в первый день каждого месяца. Постепенно местный константинопольский праздник Изнесения Креста распространился по христианскому Востоку, а у нас на Руси появился в XV веке. При этом освящение воды на источниках стало напоминать о крещении Руси, начавшемся, согласно преданию, именно в этот день. (С 2008 года празднование начала крещения Руси, согласно постановлению Архиерейского собора, совмещено с памятью святого князя Владимира, 15/28 июля).

 

Всемилостивый Спас

Кроме того, в этот же день празднуется память ветхозаветных мучеников – священника Елеазара, семи юных братьев, их матери Соломонии и многих других, принявших мученическую смерть в 166 году до н. э. Тогда антиохийский (сирийский) монарх Антиох IV Епифан (175–164 г. до н. э.), в состав империи которого входила Палестина, воздвиг беспощадное гонение на богооткровенную религию Моисея, издав декрет, повелевающий всем евреям отречься от веры в Единого Бога и поклоняться мифологическим греческим богам. Он осквернил Иерусалимский храм, установив там языческий жертвенник и переименовав его в храм Зевса Олимпийского. Все, выказавшие неповиновение, предавались пыткам и мучительной смерти. Комиссары Антиоха искали по домам книги Библии и, если находили, то «разрывали и сжигали на огне», а владельцев их убивали. Они также «убивали женщин, обрезавших детей своих, а младенцев вешали за шеи». Видимо, это была первая в мировой истории попытка лишить целый народ своей религии. Подобные зверства творили лишь другие комиссары в кожаных куртках с «товарищами Маузерами» в «просвещенном» XX столетии.

Второе церковное событие сегодняшнего дня – празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В его основе – память о чудесных знамениях от иконы Спасителя, сопровождавших сражения с сарацынами византийского императора Мануила (1143–1180) и битву с болгарами русского князя Андрея Боголюбского в 1164 году. К этому присоединяется еще один эпизод. По свидетельству византийского историка Никиты Хониата, впереди триумфальной процессии императора Мануила, после разгрома паннонцев в 1167 г., «ехала серебряная с позолотой колесница, запря­женная белыми, как хлопья снега, конями, а на ней стояла икона Богоматери, непобедимой защитницы и соратницы царя».

                                                                        

Кто такие Маккавеи?

Кроме того, в этот же день празднуется память ветхозаветных мучеников – священника Елеазара, семи юных братьев, их матери Соломонии и многих других, принявших мученическую смерть в 166 году до н. э. Тогда антиохийский (сирийский) монарх Антиох IV Епифан (175–164 г. до н. э.), в состав империи которого входила Палестина, воздвиг беспощадное гонение на богооткровенную религию Моисея, издав декрет, повелевающий всем евреям отречься от веры в Единого Бога и поклоняться мифологическим греческим богам. Он осквернил Иерусалимский храм, установив там языческий жертвенник и переименовав его в храм Зевса Олимпийского. Все, выказавшие неповиновение, предавались пыткам и мучительной смерти. Комиссары Антиоха искали по домам книги Библии и, если находили, то «разрывали и сжигали на огне», а владельцев их убивали. Они также «убивали женщин, обрезавших детей своих, а младенцев вешали за шеи». Видимо, это была первая в мировой истории попытка лишить целый народ своей религии. Подобные зверства творили лишь другие комиссары в кожаных куртках с «товарищами Маузерами» в «просвещенном» XX столетии.

Мученики-братья были названы Маккавеями в память о сыновьях священника Маттафии, возглавивших восстание против тирана и создавших (до прихода римлян в 63 г. до н. э.) независимое Иудейское государство, управлявшееся династией Маккавеев (иначе – Хасмонеев). Прозвище «Маккавей» (еврейское слово Маккаби значит «Молот») получил сначала один из них, Иуда, наделенный талантом военачальника и поражавший врагов, как молот. (Об этом можно прочесть в библейских I и II Маккавейских книгах, а также у еврейского историка Иосифа Флавия.)

 

 

Сегодня же воспоминаются и девять  христианских мучеников, пострадавших в Пергии Памфилийской (на юге Малой Азии) при римском императоре Диоклетиане (конец III – начало IV в.). С этого дня начинается двухнедельный Успенский пост (до 28 августа).

«Сельскохозяйственный» аспект праздника

Мне вспомнился «замечательный» пример народной омонимии. Ко дню 1/14 августа было приурочено веяние мака, отсюда и фольклорный праздник – «Маковей». Можно бы и посмеяться, но следует грустить: за тысячу лет христианства народу не привили элементарной религиозной грамотности. Потому так легко было для большинства отказаться от своей культурной истории, которая началась, по словам академика Д. С. Лихачева, «с крещения Руси». А сейчас мы дошли до такой чудовищной степени культурно-исторического одичания, что даже так называемые «образованные люди» ориентируются в церковном календаре не лучше прежнего неграмотного мужика-хлебопашца (но ему это было извинительно).

Сельскохозяйственные названия праздников оправданы только в формально-хронологическом смысле. Ведь праздники неподвижного цикла, с фиксированными датами, являлись раньше для простых людей единственными календарными сельскохозяйственными вехами. (В их избах не было колхозных календарей, радиоточек и они не выписывали журнал «Крестьянка».) Так, к Первому Спасу приурочили проводы лета. Пасечники начинали выламывать соты: считалось, что к этому времени «пчела перестает носить медовую взятку». Отсюда название «Медовый Спас», а также «мокрый», – из-за начала холодных рос. Отмечается отлет первых ласточек и стрижей, появление стай грачей и скворцов.

Тропарь Всемилостивому Спасителю

Обращающий взоры с высоты, принимающий бедных, посети нас, угнетенных грехами, о Всемилостивый Владыка, и, по молитвам Богородицы, даруй душам нашим великую милость.


 

Скоро – Второй Спас, ассоциирующийся для многих лишь с душистыми яблоками и иными фруктами, которые аппетитно громоздятся на длинном столе в храме. Приходится наблюдать, как люди переминаются с ноги на ногу и явно думают: «Скорее бы закончилась эта служба с непонятными песнопениями ("... славу Свою якоже можаху..." и прочее) и батюшка побрызгал наши фрукты святой водой! Ну, наконец-то покропил! Теперь их можно вкушать со спокойной совестью!»

Христос и апостолы были бы этому весьма удивлены, потому что отнюдь не фрукты занимали их ум на горе Фавор, и не ради освящения «плодов земных» Церковь установила праздник Преображения Господня! Постараемся уразуметь подлинный богословском смысл этого христианского торжества.

 

Преображение Господне

(Второй Спас)

19 (6 по ст. стилю) августа

 Тропарь

Ты преобразился на горе, Христос Бог наш, показав славу Твою ученикам Твоим, насколько они могли её видеть. Да воссияет по молитвам Богородицы и нам, грешным, Твой вечный свет. Податель света, слава Тебе!

Кондак

На горе преобразился Ты, Христос Бог наш, и ученики Твои видели славу Твою настолько, насколько могли воспринять её, чтобы, когда увидят Тебя распинаемого, поняли, что страдание Твоё добровольно, и проповедали миру, что Ты – воистину Отчее Сияние.

Величание

Прославляем Тебя, Жизнеподатель Христос, и почитаем преславное преображение Пречистого Твоего Тела.

 

Апостольское чтение на Литургии

Второе Послание апостола Петра 1: 10–19

[Слава будущего века]

Братья, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; ибо, делая это, вы никогда не споткнетесь. Ведь так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Поэтому я должен всегда напоминать вам об этом, хотя вы это и знаете и утверждены в настоящей истине.

Но я считаю справедливым, пока я нахожусь в этой [телесной] палатке[1], пробуждать вас напоминанием, зная, что скоро отнимется эта палатка моя, как и Господь наш Иисус Христос объявил мне. Буду же стараться, чтобы вы могли и после моего исхода, при каждом случае, вспоминать об этом.

Ибо мы поведали вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не последовав за хитросплетенными баснями, но как очевидцы Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда принесся к Нему от величественной славы такой голос: «Это Сын Мой, Возлюбленный Мой, в Котором – Мое благоволение!» И этот голос, принесшийся с небес, мы услышали, будучи с Ним на святой горе.

И пророческое слово имеет для нас большую твёрдость; вы хорошо делаете, держась его, как светильника, сияющего в темном месте, доколе не начнет рассветать День и утренняя звезда не взойдет в сердцах ваших.

 

Евангельское чтение на Литургии

Евангелие от Матфея 17:1–9

[Преображение Иисуса Христа]

В то время взял Иисус Петра, Иакова и брата его Иоанна, и возвел их на гору высокую[2], будучи с ними наедине. И преобразился Он на глазах у них, и просиял лик Его, как солнце, а одежды Его сделались белы, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, собеседующие с Ним. А Петр на это сказал Иисусу: «Господи! Хорошо нам здесь быть! Если хочешь, я устрою здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея, один для Илии». Он еще говорил, как вдруг осенило их облако сияющее, – и вот, Голос, говорящий из облака: «Это – Сын Мой Возлюбленный, Тот, на Ком благоволение Мое! Его слушайте!»

И ученики, слыша это, пали на лица свои и весьма устрашились. И подошел к ним Иисус, и, коснувшись их, сказал: «Встаньте и не бойтесь!» А они, подняв глаза свои, не увидели никого, кроме Самого Иисуса.

А когда спускались они с горы, Иисус наказал им: «Никому не говорите об этом видении, пока Сын Человеческий не восстанет из мертвых!»

 

 СЛАВА БУДУЩЕГО ВЕКА

О Преображении Господнем, или о Втором Спасе, мы все-таки знаем больше, чем о Первом и Третьем Спасах. В церковном календаре праздник называется «Преображение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа». Для любителей русской литературы он ассоциируется с замечательными стихами Бориса Пастернака.

 

 

«Вы шли толпою, врозь и парами,

Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня

Шестое августа по старому,

Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени

Исходит в этот день с Фавора,

И осень, ясная, как знаменье,

К себе приковывает взоры!»

Эти стихи хорошо выражают настроение праздника – такого аристократически изысканного, блистательного. В народном же календаре, сверх меры озабоченном кулинарными проблемами, он именуется «Яблочным Спасом».

Начнем с первого уровня изучения этого календарного феномена – с выяснения смысла самого евангельского события «преображения». Что означает сам этот термин? Какое событие Священной истории и почему получило такое название?

Преображение: событие и смысл

Преображение (греч. метаморфосис, лат. transfiguratio) – значит «превращение в другой вид», «изменение формы» (отсюда слово «метаморфозы»). Так называется одно из важнейших событий евангельской истории, происшедшее незадолго до последней Пасхи Иисуса Христа. О нем рассказывают три евангелиста: Матфей 17:1–13[3], Марк 9:2–13 и Лука 9:28–36.

Через восемь дней после исповедания апостолом Петром своего Учителя Мессией (Христом), – пишет евангелист Лука, – Иисус, «взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала белой до блистания. И два мужа беседовали с Ним; и были то Моисей и Илия. Явившись в сиянии небесной славы, они говорили об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме.

А Петр и его спутники забылись дремой, а когда очнулись, увидели славу Его и двух мужей, стоящих с Ним. И когда те собирались покинуть Его, Петр сказал Иисусу: "Наставник, как хорошо нам здесь быть! Устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!" «Он не знал и сам, что говорил, – замечает Лука и продолжает. – И еще он не договорил, как появилось облако и осенило их; и устрашились они, когда вошли в то облако. И голос раздался из облака: "Это есть Сын Мой Избранный, Его слушайте!" И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели» (Лк 9:28–36).

А евангелист Марк уточняет: «И когда они спускались с горы, Иисус велел им никому не рассказывать о том, что они видели, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. Они это исполнили, но в беседе между собой допытывались: что это значит – воскреснуть из мертвых?» (9:9–10).

Исторический и богословский смысл этого важного эпизода Священной истории ясен. Вспомним о том, что Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики считали прежде всего земным царем-воителем. И лжемессианские иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы! Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания – не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.

При этом Христос прибегает к судебному правилу, сформулированному в Законе Моисея: «При словах двух свидетелей <...> состоится всякое дело» (Второзаконие 19:15). Этим Он юридически опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении («разрушении») им еврейского законодательства. Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя (!) и грозного пророка Илию, – которые говорят с Ним о Его «исходе» к смерти и Воскресению, – Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея, смысл которого состоял в подготовке людей к окончательному Откровению Спасения. Он надеется, что хотя бы ближайшие ученики не поддадутся отчаянию, но сами станут опорой сомневающимся. Таков смысл празднуемого события.

На иконах праздника Иисус обычно предстает в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках «Скрижали завета» – каменные доски с десятью важнейшими религиозно-нравственными законами, У их ног – апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей.

Преображение: единичное событие и ежегодный праздник

Но когда же произошло само событие преображения – неужели в конце лета, а не перед крестными страданиями Спасителя, как явствует из логики евангельского повествования?

Выдающийся отечественный историк, проф. С.-Петербургской Духовной академии Василий Васильевич Болотов убедительно доказал, что Христос преобразился перед учениками незадолго до Своей последней Пасхи, в феврале или марте по нашему календарю. При этом, анализируя историю ряда праздников, он выяснил логику праздничных датировок. Оказывается, в установлении календарных дат своих торжеств Христианская Церковь часто руководствовалась не научными, а «педагогическими» (миссионерскими) соображениями. Фиксируя свои праздники нарочито в дни популярных языческих торжеств, Церковь хотела постепенно вытеснить их из народного обихода или, по крайней мере, христианизировать, наполнив другим содержанием. Этим объясняются расхождения между историческими (если их вообще можно установить) и календарными датировками.

Так произошло и с праздником Преображения. Ранее всего, по мнению В. Болотова, он был учрежден в Армении и Каппадокии (Малая Азия) взамен местного почитания языческой богини Астхик (аналог греческой Афродиты) и приходился на шестую неделю после Пасхи, – то есть был праздником подвижного (пятидесятничного) цикла.

Эта же «миссионерская» логика была актуальна и в других регионах Средиземноморья. Здесь окончание сбора винограда даже среди формально христианского населения еще долго отмечалось языческими «вакханалиями» – веселыми празднествами в честь хмельного бога Вакха, «патрона» виноделия. Их сопровождали ночные радения и безудержные сексуальные игрища. Чтобы христианизировать этот традиционный праздник урожая, было решено торжественно праздновать в это время «Преображение Господне», искусственно совместив с ним благодарственный молебен Истинному Богу за дарование винограда и прочих «плодов земных». (В скобках заметим, что собирать в храмах максимальное количество селян, особенно живущих в дальних горных районах, можно было только по большим праздникам, имеющим зрелищный и продолжительный по времени богослужебный ритуал. При этом люди поучались от чтения Священного Писания, слушали проповедь и – что было важно жившим в труднодоступных местах – имели возможность причаститься Святых Тайн. Само же освящение фруктов, относящееся к разряду «треб», продолжается около десяти минут.) В этом можно видеть продолжение ветхозаветного обычая благословения «начатков» – первых плодов. В Константинополе праздник утвердился лишь при императоре Льве Философе (886–912 гг.), но здесь его зафиксировали по неподвижному (минейному) календарю. (Причина происхождения даты именно 6 августа по юлианскому календарю пока остается под вопросом.) А от византийцев праздник перешел к славянам.

При чем здесь яблоки?

Хорошо! – воскликнет нетерпеливый читатель. – Но при чем же здесь яблоки?! Всё очень просто.

Действительно, предписанная греческим Церковным уставом «Молитва в причащении гроздияв 6-й день августа» говорит только о благословении «плода лозного нового» (винограда). Но, заимствовав от греков календарь праздников и сопровождающих их обрядов, сформировавшихся в регионе Средиземноморья, россияне поневоле должны были «нарушить» устав и заменить виноград яблоками – основными плодами Севера (хотя сбор яблок не сопровождался у нас «вакханалиями»). Отсюда странное, но такое «милое и домашнее» название праздника – «Яблочный Спас», не имеющее никакого отношения к его богословской и исторической основе. С другой стороны, если учитывать климатические реалии наших северных регионов, то благодарить Бога за дарование яблок следует все-таки в сентябре, когда созревают основные сорта.

 

Литература: Болотов В. В. Михайлов день. Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8 ноября? (Эортологический этюд) // Христианское чтение. 1892. № 11–12. С. 616–621, 644; Дмитриевский А. А. Праздник Преображения Господня на Фаворской горе. СПб., 1913; Рубан Ю. «Свет без пламени» // «Вода живая». С.-Петербургский церковный вестник. 2007. № 8.

 

Итак, мы убедились, что ни мак и мёд к Первому Спасу, ни яблоки ко Второму – не имеют никакого отношения. 29 августа наступит Третий Спас, имеющий в народном календаре еще больше определений, – «ореховый», «хлебный», а также «Спас на холстах» или «Спас на полотне». Постараемся понять, имеет ли Третий Спас отношение к сельскому хозяйству, ткацкой промышленности или же к чему-то иному.

 

Перенесение из Эдессы в Константинополь
Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944 г.)

29 (16 по старому стилю) августа

Тропарь Пречистому Образу

Мы поклоняемся Пречистому Твоему Образу, о Благой Христос Бог наш, прося прощения грехов наших, ибо Ты благоволил добровольно взойти плотью на крест, чтобы избавить созданных Тобою от вражеского рабства. За это мы с благодарностью восклицаем Тебе: «Спаситель наш, Ты, пришедший спасти мир, всё исполнил с радостью!»

 ТРЕТИЙ СПАС

Лето на исходе: на следующий день после Успения наступает последний из трех августовских "Спасов". В церковном календаре этот праздник называется "Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворенного образа Иисуса Христа (944 г.)" и имеет интересную предысторию.

Во времена земной жизни Иисуса Христа в северной Месопотамии существовало государство Осроэна. Его столицей был город Эдесса, а царем – Авгар V Черный (13–50 гг. н. э.). Узнав от своих послов в Иерусалиме о чудесных деяниях, совершаемых там неким необыкновенным Человеком, он будто бы направил Ему письмо следующего содержания.

«Авгар Ухама, топарх, – благому Спасителю, объявившемуся в пределах иерусалимских, – здравствовать!

Слышал я о Тебе и о Твоих исцелениях, которые без лекарств и кореньев Тобой совершаются. Говорят, что Ты слепых делаешь зрячими, хромых – ходячими и прокаженных очищаешь, и нечистых духов и демонов Ты изгоняешь, и мучимых долговременной болезнью исцеляешь, и мертвых воскрешаешь. И всё это услышав о Тебе, положил в уме своем (подумал) одно из двух: или что Ты Бог и, сошедши с неба, совершаешь такое, или Сын Бога, творящий это. И поэтому я счел нужным просить Тебя, чтобы Ты взял за труд прийти ко мне и болезнь, которая у меня есть, исцелить. Слышал также, что иудеи ропщут на тебя и хотят причинить Тебе зло. Город же маленький есть у меня и прекрасный, который достаточен для обоих».

Иисус Христос, удостоив Авгара ответа, написал ему:

«Блажен ты, Авгар, и город твой, который называется Эдесса. Блажен ты, что уверовал в Меня, не увидев Меня, поэтому здоровье будет тебе обеспечено всегда. О том же, что ты написал Мне, чтобы Я пришел к тебе, отвечу: Мне следует прежде всего исполнить то, для чего Я сюда послан. И после исполнения Я буду взят к пославшему Меня Отцу. Я пошлю же тебе одного из учеников Моих по имени Фаддей, он же Фома, который и болезнь твою исцелит, и жизнь вечную и мир тебе обеспечит и всем тем, кто с тобой...»[4] (Разумеется, эта переписка Авгара с Христом недостоверна, но отражает факт раннего принятия Эдессой христианства.)

Согласно одной из легенд, Авгар, не слишком надеясь увидеть самого Христа, дал поручение своему слуге и письмоносцу Анании привезти в Эдессу хотя бы Его изображение. При их встрече, Иисус, прочитав невысказанную еще просьбу Анании, омыл лицо и, отершись платом, отпечатал на нем Свой лик. Получив портрет, Авгар исцелился, после чего обратился в христианство сам и крестил свой город. А Нерукотворенный образ, как величайшая святыня, был помещен в одном из залов царского дворца. Позднее Осроэна стала римской провинцией, а в VII столетии была занята арабами-мусульманами.

  Царь Авгар получает Нерукотворный Образ от апостола Фаддея

 (икона X в. из  монастыря Св. Екатерины у горы Синай)

Возникновение же самого праздника относится к событиям, случившимся уже в X веке, когда Византийская империя пыталась вернуть потерянные земли на Востоке. Отвоевав несколько городов, византийцы принудили эмира Эдессы заключить с ними мир и передать им драгоценную реликвию, перенесение которой и встреча в Константинополе были весьма торжественными. Арабский историк Яхья Антиохийский писал:

«И был он (образ) доставлен туда в 15-й день месяца Аба (августа). И вышли Стефан и его брат, патриарх Феофилакт, и Константин, сыновья царя Романа, к "Золотым воротам", чтобы встречать образ. И шли перед ним все сановники государства с многими свечами, и был он принесен в великий собор Святой Софии и оттуда во дворец. И было это в 24-м году совместного царствования старца Романа с Константином, сыном Льва (т. е. в 944 г.)».

Поскольку 15 августа (по юлианскому календарю) празднуется Успение Богоматери, то чествование Нерукотворенного образа стало совершаться Греческой Церковью на следующий день. Образ хранился в столичной церкви Богородицы Фаросской, и о дальнейшей его судьбе достоверных сведений нет.

Христианская Русь заимствовала этот праздник у греков, причем с Нерукотворного образа стали писать не только помещаемые в храмах иконы, но и вышивать его на воинских знаменах (вспомним стяг Дмитрия Донского). В народе Третий Спас называли «Спасом на холстах» или «Спасом на полотне», а также «хлебным», потому что пекли пироги из нового хлеба. Другое название, «ореховый Спас», отмечает созревание в лесу орехов. И еще одна печальная примета осени – пословица «Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса».

Юрий Рубан,

кандидат исторических наук,

кандидат богословия



[1] Или скинии. Палатка – временное жилье во время скитаний, образ временной жизни. В Синодальном переводе – «в телесной храмине».

[2] Ни у Матфея, ни у других евангелистов нет названия горы. Но уже в древности стали считать, что преображение произошло на горе Фавор.

[3] Повествование евангелиста Матфея, ставшее литургийным евангельским чтением, было приведено выше.

[4] Цит. по: Мещерская Е. Н. Легенда об Авгаре – раннехристианский литературный памятник. М., 1984.